Обострение международной обстановки изменило привычную реальность даже для тех, кто далек от политики. Цены подскочили. Знакомые товары исчезают с полок. Прогнозы противоречивы. В марте мы столкнулись с беспрецедентным подорожанием. Цены на продукцию иностранных поставщиков в среднем стали выше на 30-60%. Многие еще и отменили в России традиционные маркетинговые активности, за счет которых мы раньше могли делать покупателям особенно привлекательные предложения. Например, скидки 40-60% на товары для гигиены и 30-60% — на бытовую химию. Это сильно повлияло на работу наших магазинов.
Глазами людей
Около двух недель мы сохраняли цены на прежнем уровне, надеясь, что всё станет как раньше. К сожалению, этого не случилось. Внешняя ситуация накалялась, и мы получали от партнеров всё новые уведомления об увеличении стоимости их продукции. Цены росли постепенно, что давало людям возможность приобрести нужные им товары ненамного дороже.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Но мы были вынуждены постоянно проводить переоценку. Это отнимало много времени у сотрудников и вызывало дополнительное недовольство покупателей.
На фоне подорожания и общей неопределенности часть людей сократила покупки, а некоторые, наоборот, начали активно запасаться продукцией с длительным сроком хранения. Спрос стал более неоднородным. Заявления ряда компаний о прекращении, приостановке или сокращении своего присутствия в России внесли еще больше смуты.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Детские подгузники и товары для женской гигиены буквально исчезали с полок, как только их завозили в магазин.
Многие люди не видят связи между подорожанием и санкционными ограничениями. Они не осознают, что ретейлер вынужден повышать цены уже сегодня, чтобы завтра иметь возможность закупить новый товар, выдать зарплату сотрудникам, арендовать помещения, обслужить оборудование. Беспокойство покупателей усиливается из-за отсутствия привычных им средств. В результате мы сталкиваемся с непониманием и негативом.
Наши продавцы и служба поддержки уже ответили на огромное количество вопросов и возмущений от покупателей. Нагрузка на операторов кол-центра в отдельные дни возрастала троекратно.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Чтобы помочь специалистам справиться со стрессом, мы продумали варианты оказания им психологической поддержки
Мы понимали, что все наши сотрудники, как и покупатели, оказались растеряны. В этот сложный период мы усилили работу с персоналом: провели внеочередную встречу генерального директора с сотрудниками, организовали дополнительные коммуникации на тему дальнейшей деятельности компании и безопасности работников.
Руками бизнеса
За 20 лет, что «Улыбка радуги» существует на рынке, со многими партнерами у нас сложились устойчивые, продуктивные отношения.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Однако в текущих обстоятельствах это больше не гарантирует выгодных предложений: поставщики не готовы давать нам существенные скидки и работать себе в убыток.
Мы, как можем сдерживаем цены, в том числе за счет программы лояльности. В отличие от многих сетей, мы сохранили ее.
Как и прежде, все наши покупатели получают баллы за покупки, а пенсионеры и многодетные семьи могут пользоваться дополнительной скидкой 10%. Не отменяли мы и нашу ежемесячную акцию 15 числа. Чтобы в краткосрочной перспективе поддержать наполнение ассортиментной матрицы и не стимулировать ажиотажный спрос на отдельные виды продукции, мы ненадолго отказались от собственных традиционных промо с глубокими скидками.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Но уже в начале апреля, чтобы поддержать наших покупателей, были возобновлены акции, в рамках которых можно приобрести товары со скидками до 30% в 60% категорий, представленных в нашем ассортименте.
Это коснулось таких категорий как декоративная косметика, уход за лицом и волосами, средства для стирки и чистоты в доме, зубные пасты, гели для душа, колготки и другие товары.
Сейчас наши товарные запасы позволяют обеспечивать потребность людей в привычных им средствах. Транснациональным брендам, ушедшим с рынка, мы активно ищем замену и уже ведем переговоры с новыми поставщиками из России и зарубежных стран, преимущественно из Азии. Впрочем, практически во всех категориях альтернативы давно есть, в том числе под нашими собственными торговыми марками. Сейчас в «Улыбке радуги» 60 СТМ. Это около 4000 SKU в самых разных ценовых сегментах — от премиального до эконома.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Собственные торговые марки пользуются популярностью у наших покупателей: сегодня 7 из 10 наиболее востребованных брендов в нашей сети — это именно СТМ.
Люди активно приобретают наши шампуни и другие средства для ухода за волосами, зубные пасты и опосласкиватели для рта, дезодоранты, различные кремы, скрабы, товары для женской гигиены, гели для душа, дезодоранты, бытовую химию, разнообразные специальные продукты для детей и многое другое.
Последние три года ежегодный рост популярности СТМ составлял 9%, а с учетом последних обстоятельств мы прогнозируем усиление этой тенденции. Поэтому совместно с нашими давними и с потенциальными производителями мы рассматриваем возможности наращивания объемов производства и расширения линеек продукции. Мы рассчитываем, что это позволит закрыть практически все потребности нашей аудитории в качественных и доступных товарах.
Часть продукции наших СТМ производится на территории России. Но надо понимать, что даже в отечественных товарах, как правило, присутствует зарубежное сырье или упаковка. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что с выпуском или поставками российских продуктов не будет никаких сложностей. В то же время не стоит бояться, что из наших магазинов пропадут все зарубежные бренды: внешнеэкономические связи со многими странами сейчас активно развиваются.
В ближайшее время мы наверняка увидим много новых торговых марок, которые, мы уверены, придутся по душе нашим покупателям. Международные перевозки могут усложниться, но не остановятся. Сейчас у нас даже не наблюдается существенного увеличения срока поставок. «Улыбка радуги» изначально строила гибкую систему логистики, которая подразумевала в том числе несколько вариантов получения продукции от поставщиков. Поэтому наши товарные потоки были немного перераспределены, но в целом все осталось как прежде.
Без резких движений
С учетом сложившихся обстоятельств мы стараемся действовать еще более осторожно, чем обычно, и взвешиваем каждый шаг. У нас есть обязательства перед почти 10 тыс. наших сотрудников, огромным количеством партнеров и миллионами покупателей, и мы стараемся их выполнять.
Несмотря на все сложности, мы сохраняем стабильность компании и не стоим на месте. В частности, не замораживали найм офисных специалистов и сотрудников розницы и складов. Наша WFM-система «Мобильный аукцион» позволяет продавцам и укладчикам товаров работать на полной или частичной занятости. Сейчас это очень актуально, ведь из-за роста цен и закрытия компаний многие люди нуждаются в дополнительном доходе или новом рабочем месте. Поэтому мы продолжаем совершенствовать «Мобильный аукцион»: занимаемся цифровизацией пути соискателя и создаем новые функции для сотрудников.
Конечно, теперь намного сложнее реализовать намеченные ранее планы. От чего-то приходится отказываться, что-то — откладывать на неопределенный срок. Например, мы вынуждены были временно замедлить темп развития сети. Новые открытия требуют более детальной оценки рентабельности магазинов, а в нынешней ситуации просчитывать ее становится сложнее.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Кроме того, сейчас довольно тяжело получить подходящие условия аренды торговых площадей: цены, как правило, кусаются.
Но мы зарекомендовали себя как надежный и ответственный арендатор. Помещения многих наших магазинов мы арендуем свыше десяти лет, и владельцы ценят сложившиеся у нас партнерские отношения. Поэтому мы уверены, что и в дальнейшем наш поиск новых объектов будет давать хороший результат.