Снижение трафика в магазинах и падение покупательной способности из-за коронавируса привели к тому, что в крупных городах России сокращается спрос на помещения в стрит ретейле. Ставки аренды снижаются, помещения пустуют, потенциальные арендаторы не понимают, что будет с бизнесом в России дальше и когда покупательная способность россиян восстановится. В 2008 и в 2014 году точно также рынок наблюдал, как лакомые локации в центре городов покидали продавцы одежды, обуви и ювелирных изделий, а их места занимали продавцы хозтоваров, магазины фиксированных цен и общепит. Собеседники Market Media поясняют, почему нынешний кризис совсем другого характера. А также кто сможет дать своему бизнесу новый виток развития, став потенциальным арендатором когда- то дорогих локаций.

Витрины опустели
Доля свободных площадей на торгово-пешеходных улицах Москвы приблизилась к рекордному значению 2015 года и составила 12,9%, следует из данных Knight Frank. Общепит на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах столицы понес больше всего убытков из-за пандемии и карантинных ограничений– за первое полугодие 2020 года на пешеходных улицах Москвы их объем уменьшился на 8%. Продуктовые магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на 2%. Снижение верхней границы ставки аренды аналитики Knight Frank отмечают в большинстве ключевых торговых коридоров города – на 4-26%, в зависимости от улицы. Как прогнозирует директор направления стрит-ретейла Knight Frank Ирина Козина, снижения доли свободных помещений до докризисного уровня можно ожидать не ранее середины 2021 года. А при более пессимистичном прогнозе – не ранее конца 2021 года.
Во второй столице России ситуация не лучше. Объем вакантных площадей на ключевых торговых улицах Петербурга до принятия новых ограничений составлял около 11%. Эксперты ожидают, что к весне 2021 этот показатель может достигнуть 14%-15%. В компании Maris в ассоциации с CBRE фиксируют, что после локдауна наибольший процент закрытий пришелся на общепит. За период с начала года было закрыто 84 заведения общественного питания, а открыто лишь 70 (-17%). По оценкам руководителя Rusland SP Retail Александра Волкова, общая доля пустующих помещений в Петербурге составляет порядка 18-20%.

Новый опыт кризиса
Вся сложность с развитием бизнеса в эпоху пандемии заключается в том, что этот кризис кардинально отличается от предыдущих – причины и механизмы развития кризиса совершенно другие. Как поясняет Александр Волков, если кризисы 2008-2014 годов были в первую очередь финансовыми, текущая экономическая ситуация обусловлена локдаунами и неопределённостью. «И в 2008 году, и в 2014 ключевым для стрит-ретейла было падение доходов населения, что приводило к снижению спроса. И резкое изменение валютного курса, что сказывалось на стоимости товаров, особенно ввозимых из-за границы, - соглашается руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев, - В нынешней ситуации механизм развития другой – потребители может быть даже и хотят потратить свои деньги, но это невозможно сделать «далеко от дома». Еще один момент, который по мнению Владислава Фадеева отличает текущий кризис от предыдущих – закрытые границы, а именно мгновенная остановка туристического потока, в первую очередь международного.

Эти отличия непосредственно влияют на то, как меняется стрит-ретейл в 2020 году, в отличие от того, как он менялся в 2015. Например, уход ресторанов, сувенирных магазинов с основных туристических локаций произошел достаточно быстро. И так же быстро снизились арендные ставки, так как собственники и арендаторы вынуждены договариваться о новых условиях сотрудничества. Таких резких изменений невозможно было ожидать в конце 2019 года, в отличие от ситуации 2008 года, которая была вызвана развивающимся мировым экономическим кризисом, сравнивают в JLL.

Продуктовые и алкомаркеты на коне
В Knight Frank к наиболее пострадавшим сегментам бизнеса от коронавируса, применительно к ситуации в стрит-ретейле, относят общественное питание. Лучше дела обстоят у fashion и drogerie. А вот продуктовые ретейлеры и аптеки не только переживают коронакризис с наименьшими потерями, но и укрепляют свои позиции на рынке. Как наблюдают аналитики, как раз в предыдущие кризисы продуктовые магазины чувствовали себя не так хорошо.
«Пострадали абсолютно все сферы, кроме продуктового ретейла и алкомаркетов. Собственники помещений, которые не пошли на уступки арендаторам во время первой волны, сейчас остались не в лучшем положении, поскольку найти оперативно другого арендатора удалось единицам, - описывает ситуацию Александр Волков, - Сейчас мы видим, что собственники сделали выводы и начали предоставлять скидки: на этапе согласования условий договоров мы заранее обсуждаем, какой будет ставка в случае второго локдауна. И собственники на это охотно соглашаются, понимая, что лучше получать хоть какие-то деньги».

В Петербурге в сфере общепита Невский проспект лишился нескольких ресторанов, а в fashion сегменте закрылся H&M. Однако появилось немало новых арендаторов, среди которых IKEA, Yandex, DNS, Tissot - вакантность снизилась за счет появления на Невском проспекте несетевых малоизвестных брендов, которые воспользовались ситуацией и вышли на главную улицу города. Максимальные арендные ставки за год снизились на 23%.

Снижение арендных ставок, которое уже произошло и еще будет продолжаться в 2021 году, приводит к дополнительным возможностям для тех сегментов, которые не потеряли в доходной части. Таких бизнесов очень немного, но они есть. Как прогнозирует Владислав Фадеев, для медицинских услуг и пунктов выдачи онлайн-ретейлеров возможностей для аренды будет больше. Также ситуацией могут воспользоваться ретейлеры, горизонт планирования которых выше среднего по рынку – в первую очередь luxury бренды, которые получат возможность оптимального выбора локаций.

Претенденты на комфорт
По мнению генерального директора Smart Estate Moscow Михаила Петрова, в сегодняшней̆ ситуации на рынке также могут получить выгоду те компании, которые никогда не занимались розничной торговлей, но для развития бизнеса им будут полезны преимущества ретейловых площадей̆. «Сейчас неретейловые профили бизнеса вполне могут претендовать на временно подешевевшие площади с торговой составляющей̆. Например, event- холлы. Прежнюю, рыночную, ставку аренды таких помещений экономика event- холлов бы не потянула, а сейчас у таких компаний появился шанс развиться в лучших локациях», - считает эксперт.
Помимо event- холлов, Михаил Петров приводит в пример фотостудии, различные услуги социальной сферы, например, детские сады, B2B компании, занимающиеся мелкооптовым сбытом. «Может быть им не так нужен трафик, который обеспечивают ретейловые помещения, но их бизнесу будет помогать определенное расположение и особенности этих помещений – вход с первого этажа, визуально красивая вывеска, витрина, парковка и комфорт их клиентов», - рассуждает Михаил Петров.
«Наконец, как только обозначатся точные сроки снятия ограничений и начнет восстанавливаться турпоток, может возникнуть спрос со стороны тех сегментов, которые не требуют больших финансовых и организационных вложений в открытие объекта – например стрит-фуд», - приводит еще один пример Владислав Фадеев.