Бизнес-экосистемы, безусловно, сейчас на гребне волны, как в России, так и во всем мире. Это подтверждает исследование института BCG Henderson: в ежегодных отчетах компаний в настоящее встречается в 13 раз чаще, чем 10 лет назад. Экосистема в бизнесе по сути — это набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании. Экосистемы в бизнесе могут быть сосредоточены вокруг одной сферы жизни пользователя или проникать в несколько из них. Какие задачи при этом способны решить экосистемы? Могут ли они обеспечить реальные преимущества компаниям, предпринимателям и менеджерам, которые ими пользуются? Рассмотрим pазличные экосистемы, которые уже работают на российском рынке.

1

Экосистема Сбера

Самую известную на настоящий момент экосистему создал Сбер. Ее развитием Сбер, в то время еще Сбербанк, начал заниматься с 2016 года. Экосистема Сбера — это разветвленная сеть сервисов, реализованных на единой цифровой платформе. В экосистему входит свыше 50 компаний, которые помогают клиентам Сбера решать их разнообразные жизненные задачи, как в частной жизни, так и на работе.

В экосистеме Сбера представлены услуги, касающиеся практически всех сфер жизни: еда, здоровье, товары, развлечения, транспорт, недвижимость, карьера, образование, финансы, технологии, медиа, бизнес.

При этом каждый из разделов в свою очередь включает сразу большое количество сервисов. Например, в разделе «Еда» есть сервисы доставки готовой еды (Delivery Club, «Кухня на районе»), продуктов («Самокат», «СберМаркет»), здорового питания (Level Kitchen), рационов питания (Level Kitchen, My Food) и бронирования столов и бонусная система («СберФуд»). А предприниматели при помощи экосистемы Сбера могут зарегистрировать компанию (Регистрация ИП или ООО онлайн), открыть счет (Расчётно-кассовое обслуживание), вести бухгалтерию (Моя Бухгалтерия аутсорсинг), получать юридическую поддержку (Юрист для бизнеса), нанимать и проверять сотрудников (Работа.ру, Проверка сотрудника), принимать оплату (Эквайринг и Онлайн-касса и эквайринг в одном устройстве), создавать и обслуживать ИТ-инфраструктуру (SberCloud.Advanced и СберСервис), получать кредиты для производителей (СберФакторинг) и организовывать доставку из ресторана (Delivery Club — Подключение ресторанов).

 
2

Экосистема Яндекса

Крупнейший российский поисковик начал создавать свою экосистему одним из первых в России. На сегодня число в разделе «Все сервисы» перечислено почти 100 проектов. В итоге, находясь в экосистеме Яндекса человек может не только заниматься поиском в интернете, но и читать новости, хранить файлы, слушать музыку, покупать билеты, писать письма, пользоваться картами. Яндекс также предлагает решать с его помощью большое количество бизнес-задач. Например, рекламе и изучению аудитории посвящено сразу множество сервисов: Директ (создание контекстной рекламы), Рекламная сеть (Доход от сайта), Дисплей (Медийная реклама), Метрика (статистика посещаемости сайта), Радар (отчеты о популярных интернет-проектах, технологиях и поисковых системах), AppMetrica (Универсальная платформа для маркетинга и аналитики приложений) и т.д.

Одним из направлений работы Яндекса является создание, так называемых, суперприложений. Например, Яндекс Go включает функционал такси, каршеринга, доставки еды, курьерской доставки, а также расписания наземного транспорта. Кроме того, постоянно циркулирует информация, о том, что Яндекс может приобрести какой-то из российских банков. В этом случае, конкуренция между экосистемами Сбера и Яндекска еще более обострится.Крупнейший российский поисковик начал создавать свою экосистему одним из первых в России. На сегодня число в разделе «Все сервисы» перечислено почти 100 проектов. В итоге, находясь в экосистеме Яндекса человек может не только заниматься поиском в интернете, но и читать новости, хранить файлы, слушать музыку, покупать билеты, писать письма, пользоваться картами. Яндекс также предлагает решать с его помощью большое количество бизнес-задач. Например, рекламе и изучению аудитории посвящено сразу множество сервисов: Директ (создание контекстной рекламы), Рекламная сеть (Доход от сайта), Дисплей (Медийная реклама), Метрика (статистика посещаемости сайта), Радар (отчеты о популярных интернет-проектах, технологиях и поисковых системах), AppMetrica (Универсальная платформа для маркетинга и аналитики приложений) и т.д.

Одним из направлений работы Яндекса является создание, так называемых, суперприложений. Например, Яндекс Go включает функционал такси, каршеринга, доставки еды, курьерской доставки, а также расписания наземного транспорта. Кроме того, постоянно циркулирует информация, о том, что Яндекс может приобрести какой-то из российских банков. В этом случае, конкуренция между экосистемами Сбера и Яндекска еще более обострится.


3

Экосистема Mail.ru Group

Mail.ru Group в 2019 году обозначила стратегическую цель — стать крупнейшей в России экосистемой. До этого Mail.ru Group развивал по сути несколько автономных экосистем: вокруг соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», в игровом направлении MY.GAMES, в рамках почтового сервиса и др.,

На настоящий момент в экосистему Mail.ru Group входят более 30 сервисов и продуктов, некоторые из которых представляют из себя совместные предприятия со Сбербанком: «О2О холдинг», «Самокат», URent, 2ГИС и т.д.

В рамках экосистемы за последнее время были запущены сервисы «Смотри Mail.ru», умная колонка «Капсула», мессенджер ICQ New, платформа «#Лучшедома», медиапроект «Дом Mail.ru», мобильный браузер Atom и др.


4

Новые экосистемы

Количество экосистем на российском рынке постоянно увеличивается. К примеру, по результатам исследования компаний Spektr и Aventica, к числу экостем также были причислены «Тинькофф», МТС, ВТБ и «Ростелеком». К примеру, «Тинькофф» первым на российском рынке выпустил суперприложение, объединившее функционал нескольких сервисов. Основу онлайн-экосистемы «Тинькофф» составляют финансовые и лайфстайл-услуги. Помимо банка она включает сервисы для малого и среднего бизнеса (Тинькофф Бизнес), покупки билетов (Тинькофф Путешествия), страхования (Тинькофф Страхование), услуги мобильного оператора (Тинькофф Мобайл) и биржевого брокера (Тинькофф Инвестиции) и др.

К числу новых российских экосистем относится также BEGETON.  К ее особенностям можно отнести наличие двух отдельных типов аккаунтов - для физических лиц и организаций. При этом возможно прямое взаимодействие двух типов аккаунтов. Бизнес-направление экосистемы включает несколько направлений, в том числе, торговую площадку, с поиском компаний по таким параметрам, как «доступность для маломобильных групп населения», «халяль» и «кашрут».   

 
5

Что дальше

Еще десять лет назад Россию можно было отнести к аутсайдерам в сфере развития экосистем. Однако сейчас темпы развития и скорость изменений в этой сфере в России выше, чем во многих других странах.
В итоге ведущие экосистемы - «Сбер», Mail.ru Group, Яндекс  и др. - уже активно конкурируют между собой. Подтверждением этого является развод Сбера и Яндекса, который произошел летом 2020 года: компании поделили между собой активы совместного предприятия: Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет. И соревнование между лидерами рынка за пользователя в ближайшие годы будет только усиливаться.