Исследования говорят, что, одним из главных страхов россиян к середине 2022 года стал страх потери работы. По данным сервиса SuperJob, 28% опрошенных респондентов бояться потерять работу или не найти новое место для трудоустройства. Исследовательская служба HeadHunter сообщает, что ощущение угрозы увольнения преследует 31% респондентов. Как такие настроения влияют на деятельность компании? Как с ними справляться?

По статистике нашей платформы, за последние три месяца количество запросов, связанных со страхом увольнения, увеличилось на 143%.


Также выросла доля консультаций по тематике тревожных расстройств (на 67%), эмоциональной неустойчивости (на 49%), психосоматики (на 21%). Испытывая страх потери работы, сотрудники перестают чувствовать уверенность в завтрашнем дне, а значит, перестают ощущать себя в безопасности.

Согласно пирамиде Маслоу, потребность в защите, в безопасности — одна из базовых, ключевых потребностей. Пока потребность не удовлетворена, она может стать определяющей в поведении сотрудника, которое отразится как на его трудовой деятельности, так и на эффективности коллектива в целом. Чаще всего здесь срабатывает древний механизм выживания «бей или беги».

Кто-то переходит в нападение. Сотрудник начинает видеть в своих коллегах угрозу своему светлому будущему, воспринимать их не как единомышленников, а как конкурентов. Продуктивное, поддерживающее поведение меняется на токсичное, агрессивное. Он может начать плести интриги, подставлять, очернять коллег, отравлять им жизнь, что негативно влияет как на эффективность работы подразделения, так и на результаты самого руководителя. Речь уже не идет о здоровой конкуренции, идет борьба за выживание, до полного уничтожения оппонента и окончательной победы.

В такой ситуации важно максимально быстро вычислить того, кто отравляет атмосферу, и принять управленческие меры, возможно, вплоть до увольнения токсичного сотрудника.


Кто-то, напротив, пытается сбежать от проблемы, уйти в глухую оборону. Активность и качество работы снижается, исчезает «блеск в глазах». Появляется или усиливается комплекс неполноценности, что влияет и на мотивацию, и на продуктивность. Такие сотрудники продуцируют пессимистические, пораженческие настроения, заражая этим «вирусом» своих коллег. В первую очередь это связано с занижением оценки своих профессиональных компетенций и снижением коммуникационных потребностей. Все это усиливается стойким нежеланием что-то менять в себе. Таким сотрудникам нужна объективная информация, фактические данные, понятные «правила игры», четкий вектор дальнейшего профессионального существования. Им необходима регулярная обратная связь, поддержка со стороны руководителя, а иногда и психолога-профессионала.

Нужно отметить, что иногда страх потери работы оказывает и обратное, стимулирующее действие. Люди становятся более дисциплинированными, начинают качественнее выполнять свои обязанности, меньше конфликтовать, ставят интересы компании выше своих.

В ситуации, когда у сотрудника появился страх потери работы, основная задача руководителя — помочь приручить свой страх, превратить его из разрушающего врага в стимулирующего помощника.

Но что делать, если вы сами испытываете подобные ощущения? Ведь они могут настигнуть любого, и сотрудника, и руководителя. Пять простых рекомендаций помогут обрести почву под ногами, вернуться в объективную реальность и подготовится к любым вариантам развития событий.

1. Предупрежден — значит защищен. Признайтесь себе, что боитесь потерять работу. Не успокаивайте себя и не надейтесь на чудо. Сформулируйте самые негативные для вас варианты развития событий и разработайте комплекс контрмер и корректирующих действий. Продумайте, как вы сможете справиться с этими ударами. Рассмотрим самый неблагоприятный вариант — увольнение и, как следствие, полная потеря дохода. В этой ситуации вам необходимы финансовые средства, чтобы пережить период безработицы и инструменты для скорейшего поиска новой работы. Конечно, лучше иметь несколько источников дохода, чтобы чувствовать большую уверенность и меньше тревожиться. В целом будет полезно заранее создавать «подушку безопасности», регулярно откладывайте часть дохода в неприкосновенный резервный фонд. Проанализируйте расходы, исключите все спонтанные траты, на время отложите крупные покупки. Обновите свое резюме — даже если оно не понадобится, то напоминание самому себе о ваших достижениях и навыках придадут вам уверенности. Договоритесь о предоставлении вам рекомендаций в случае увольнения. Проанализируйте востребованность на локальном рынке труда — высок ли спрос на сотрудников вашей специальности или стоит задуматься о ее смене? Начните прокачивать свои hard и soft skills. Времена перемен — это не только риски и угрозы, но и возможности. В первую очередь это касается ретейла, HoReCa, non food commerce. 

2. Факты сильнее гипотез. Переведите ситуацию из плоскости неясных ожиданий в плоскость фактов. Проведите ревизию своих компетенций, сильных и слабых сторон. Оцените, насколько вы востребованы на текущей работе, какими уникальными навыками или знаниями обладаете? Какие навыки и знания нужно развить, чтобы стать более востребованным? Поговорите с руководителем, запросите обратную связь о качестве своей работы, что устраивает, а что нужно изменить. Такие фактические данные универсальны — они помогают объективно взглянуть на себя со стороны, предпринять корректирующие действия для повышения своей ценности, как сотрудника. Даже в случае неизбежного увольнения из-за общей турбулентности на рынке, а не по причине недостаточных компетенций, факты станут фундаментом для повышения своей востребованности на рынке труда и помогут подготовиться к собеседованиям с рекрутерами. 

3. Факт порождает действие. Собрали фактические данные — не убирайте их на склад. На их основании постройте план индивидуального развития и целенаправленно воплощайте его в жизнь. Используйте ресурсы компании: тренинги, коучинг, программы кадрового резерва. Грамотные T&D специалисты (от англ. training and development — «обучение и развитие») помогут составить и реализовать ИПР (индивидуальный план развития), выступят фасилитаторами при взаимодействии с руководством. Демонстрируя такое поведение, вы показываете, что готовы прилагать дополнительные усилия, чтобы принести пользу компании. А еще компании не очень хотят расставаться с сотрудниками, в развитие которых вложили свои ресурсы. Помните, что проактивные работники ценятся в любой компании и, никогда не возглавляют топ кандидатов на увольнение — в первую очередь увольняют безответственных, не имеющих нужного опыта, безынициативных сотрудников.

4. Займитесь работой! Планируйте свой рабочий день, ставьте сроки и обязательно выполняйте поставленные перед собой задачи. В случае сокращения первыми кандидатами станут те, кто работает хуже других. К тому же любая продуктивная деятельность, и физическая, и интеллектуальная, снижает уровень тревожности.

5. Дышите глубже, вы взволнованы. Почувствовали, что накатывает волна тревожности или паническая атака? Дышите, используйте любую, подходящую вам и ситуации дыхательную технику. Помните, что как наш мозг влияет на тело, так и тело влияет на мозг — размеренное глубокое дыхание и достаточное снабжение головного мозга кислородом снижают выработку стрессовых гормонов.

Страх легко возникает там, где живет неуверенность. Неуверенность строится на догадках и домыслах. Домыслы появляются там, где не используются факты. Чем больше мы опираемся на факты, тем более уверенными становимся, а уверенность в себе и своих силах — надежный инструмент для работы с любыми страхами. Безусловно, современные реалии максимально непредсказуемы, предугадать сегодняшнее развитие событий было невозможно. Но чем лучше мы знаем себя, чем объективнее оцениваем свои силы, тем четче можем моделировать свое собственное будущее и минимизировать негативное воздействие внешних факторов.