Есть целый ГОСТ Р 51773-2009 «Классификация предприятий торговли», критиковать мне его не с руки, лишь с сожалением отмечу, что он не поможет нам составить целостную картину. Сгруппируем и проанализируем типы форматов торговых предприятий, которые существуют в настоящее время на рынке. Группировку осуществим по следующим кластерам переменных величин:

Ассортимент
• по типу предлагаемого товарного ассортимента: узкий и неглубокий, узкий и глубокий, широкий и неглубокий, широкий и глубокий;
• по товарным классам, предлагаемым к продаже: продовольственные или непродовольственные товары;
• по количеству SKU, предлагаемых к продаже;
• по применяемой стратегии ценообразования: EDLP (every day low price, или стратегия установления стабильно низких цен, которая предполагает, что все товары продаются всё время по одной и той же цене. — Ред.), Hi-Lo (товар продается то по регулярной цене, то на него установлена акция. — Ред.) и др.;
• по наличию услуг в ассортименте: в продаже только товары, услуг нет; в продаже только услуги, товаров нет; в продаже услуги и сопутствующие товары; в продаже товары и сопутствующие услуги;
• по типу управления ассортиментом: управляется непосредственно торговым оператором, управляется партнером — участником маркетплейса.

Интерфейс
• по типу используемого канала: офлайн, онлайн, прочие немагазинные каналы — прямые продажи, каталоги, вендинг;
• по количеству каналов продаж, используемых торговым оператором, и степени их интеграции между собой: моноканальное торговое предприятие, мульти- или кросс-канальный торговый оператор, омниканальное торговое предприятие;
• по типу расположения в различных зонах плотности покупательского потока: с наличием органического трафика — в местах скопления людей (густонаселенные спальные или оживленные деловые районы, остановки общественного транспорта, торговые центры или торговые ряды и пр.); с отсутствием органического трафика — в безлюдных местах (на окраине города или в других местах, не имеющих постоянного присутствия множества потенциальных покупателей);
• по типу месторасположения: отдельно стоящий стационарный магазин; нестационарный магазин; стихийная торговая зона; торговая площадка, управляемая внешним оператором;
• по типу представления товара: товар в наличии; продажа по образцам; продажа по каталогам;
• по степени эмоционального вовлечения покупателя в элементы ретейлтаймента, иначе степень нематериальной составляющей процесса покупки: не вовлечен; слабо вовлечен; вовлечен; игра как основной мотив взаимодействия с торговым оператором;
• по типу обслуживания продавцом: обслуживает продавец через прилавок, самообслуживание с возможностью обратиться к продавцу, обслуживает продавец-консультант, продавец отсутствует;
• по типу обслуживания кассиром: «традиционный» кассир, автоматизированный кассовый узел (кассир отсутствует, оплата без участия человека), комбинация обоих вариантов;
• по размеру торговой площади;
• по отношению к оптовым продажам: розничный торговый оператор; оптовый продавец; оптовый продавец, обслуживающий в том числе розничных покупателей; розничный торговый оператор, обслуживающий в том числе оптовых покупателей.

Логистика
• по скорости получения товара покупателем после заказа: получение товара в момент покупки (традиционный способ либо drive-thru — позволяет клиентам приобретать продукты, не выходя из машины. — Ред.), получение товара в течение нескольких часов (традиционный способ либо curbside pick-up — доставка на парковку, в багажник автомобиля. — Ред.), получение от суток до месяца, получение товара от месяца и более после заказа;
• по месту получения товара покупателем: офлайн-магазин; место, указанное покупателем; пункт выдачи заказов (стационарный или мобильный);
• по способу оплаты покупателем логистических услуг продавца: данные услуги входят в цену товара; логистические услуги оплачиваются отдельно;
• по степени участия продавца в логистической цепочке: валидатор (конструирует логистическую цепочку и владеет ею, выполняет различные логистические функции, может привлекать сторонних операторов для выполнения различных логистических функций); участник (выполняет определенные логистические функции); принципал (полностью делегирует логистические функции сторонним провайдерам услуг, например при использовании так называемой схемы дропшиппинга — прямая поставка товаров от поставщика к покупателю. — Ред.).

Интегрированные критерии
• по соотношению товарооборота и маржинальности: низкий товарооборот и низкая маржинальность, низкий товарооборот и высокая маржинальность, высокий товарооборот и низкая маржинальность, высокий товарооборот и высокая маржинальность;
• по типу владения торговой маркой: собственник торговой марки или франчайзи;
• по отношению продавца к праву собственности на товар: собственник или агент;
• по количеству магазинов;
• страна или регион функционирования торгового оператора.

Форматов в чистом виде относительно немного, чаще продуктом той или иной торговой компании является некое уникальное сочетание черт классических форматов, адаптированных к реалиям того или иного рынка. В этой связи тем более важно понимать теорию как продукт опыта нескольких предыдущих поколений торговых операторов, для того чтобы минимизировать издержки обучения на своих ошибках. К примеру, в настоящее время форматы торговли в РФ размыты, соответственно, существует огромный потенциал по их оптимизации.
Группировка форматов по широте и глубине ассортимента — это основная, базовая группировка форматов, потому что именно отсюда вытекают базовые выгоды для покупателя. Абсолютно все форматы, которые существовали, существуют и будут когда-либо существовать, могут быть размещены в одном из четырех квадрантов в осях «широта ассортимента» и «глубина ассортимента».

Форматы с широким и глубоким ассортиментом
Являются самыми предпочтительными для покупателя с точки зрения выбора требуемого товара, так как предлагают максимально возможный спектр удовлетворения желаний относительно ассортимента, доступного в одном месте. Но и широта, и глубина ассортимента не могут стремиться к бесконечности (даже в онлайн-канале) хотя бы в силу физических ограничений — и площадки для демонстрации товаров, и возможностей человеческого восприятия.
Кроме того, с увеличением физического количества товаров непропорционально увеличиваются издержки торгового оператора как на содержание интерфейса, так и на логистирование товара. Ключевым вызовом форматов данного кластера является степень экспертизы торгового оператора в управлении «длинным хвостом» ассортимента. Две разнонаправленные тенденции по ценам — в низкий сегмент, тогда дешевые товары и отсутствие дополнительных услуг. Высокий сегмент — в таком случае цены делают необходимым предоставление спектра бесплатных дополнительных услуг.

Форматы с широким и неглубоким ассортиментом
Наличие широкого спектра различных товарных категорий, которые продаются в одном месте, является важным для покупателя мотиватором посещения магазина данного формата. Так как в сравнении с конкурентами по глубине ассортимента формат находится в заведомо проигрышном положении, он должен предоставлять альтернативный набор выгод. Вариантов немного — такими выгодами для покупателя могут являться более удобное месторасположение, более низкие цены в сравнении с конкурентами или очень тщательно подобранный под нужды целевого покупателя товарный ассортимент, а также предоставление покупателю различных дополнительных сервисов (как правило, за плату).

Форматы с узким и глубоким ассортиментом
Высокая экспертиза торгового оператора в узком сегменте ассортимента привлекает внимание покупателя. И ее достаточно легко приобрести, поэтому-то большинство (небольших) торговых операторов ведут свои бизнесы в данном квадранте форматов. Наличие сравнительно небольшого покупательского трафика и необходимость управлять низкооборачиваемыми товарными остатками ведут к более высоким ценам в сравнении с конкурентами из обоих предыдущих кластеров. Поэтому опорой стратегии данного формата наряду с правильно подобранным ассортиментом должны быть высокий уровень обслуживания покупателей и предоставление покупателю различных дополнительных сервисов.

Форматы с узким и неглубоким ассортиментом
Являются самыми уязвимыми по причине высоких удельных издержек магазинов данного формата и исключительной трудности формирования уникального торгового предложения из малого количества SKU. Стратегия форматов данного кластера должна быть основана на расположении магазина с тщательно подобранным набором ассортимента в зоне с высоким трафиком потенциальных покупателей.

В следующий раз мы разберем, какие бывают форматы торговли продовольственными товарами и как отличается экономика каждого из них.