Первые магазины «Фасоль» открылись 8 лет назад. За это время в торговле очень многое изменилось, фактически, одна эпоха сменила другую. Если, в то время у крупных торговых центров был невероятный успех, а малый формат не отличался высоким качеством и большим ассортиментом, то сейчас, когда основная торговля перетекает в онлайн, магазины у дома получили «второе дыхание» и не могут оставаться в стороне от изменений.
Три года назад мы в Metro поняли, что «Фасоль» надо срочно менять. Почему? Магазины перестали отвечать современным требованиям покупателей. Так в 2020 году появилась новая концепция магазинов «Фасоль» 2.0. Новая концепция – это не только дизайн, который создает современное, эргономичное пространство, но и новый подход к проектированию, подбору ассортимента и мерчандайзинга.

Когда сформировалась общая идея обновленного магазина, встала задача – как это реализовать на большом количестве самых разных магазинов и донести идеи до франчайзи. Мы решили пойти в сторону обучения и консультирования.

Продуктовая франшиза – очень сложный бизнес, детальный и очень нервный (тут же люди инвестируют свои деньги, отвечают за бизнес и вникают во все процессы без исключения).


Часто собственники или управляющие магазинов говорят, что они очень опытные и им ничего не нужно, но в реальности допускают большое количество ошибок в ведении бизнеса и теряют его. Мы поняли, что успех франчайзи, а значит и наш, в заботе и поддержке, за партнерами нужно ухаживать и «выращивать» в буквальном смысле слова.

Как Coffee Like провела ребрендинг, имея больше 300 франчайзи?



Одна из наиболее частых проблем, с которой мы сталкивались при анализе наших партнеров – это некорректная выкладка товара. Исправить ситуацию мы решили, создав специальные пособия, практически, полноценные учебники – брендбук (о планировке, оборудовании и рекламном оформлении), операционные книги «До и После» (о рекомендациях по работе магазина, в том числе и юридические аспекты), книгу мерчандайзинга (о выкладке товаров и инструментах продаж).

Этот же подход мы применили и в формировании базового ассортимента для партнёров, который теперь включает в себя более 3 тыс. артикулов и представляет собой сбалансированную матрицу, которая подходит не только в случае открытия магазина, но и при стабилизации уже имеющегося бизнеса.

Проведя опрос партнеров, мы выявили их болезненные места по поводу ведения бизнеса. В результате было запущено обучение по следующим направлениям: операционная деятельность, эффективное управление ассортиментом, работа с персоналом, практические инструменты по увеличению продаж в магазине. Иногда владельцам магазинов не хватало самых базовых знаний. И да, нехватка квалицированных кадров – это тоже одна из сложностей. Поэтому обучать приходится не только основам бизнеса, но и HR-аспектам — от профессиональных вебинаров для управляющих до вебинара «мотивации персонала» для владельца бизнеса.

Каждый из 1700 магазинов «Фасоль», которые уже открыты в России, выполняет ряд обязательных требований, но владелец самостоятельно наполняет магазин товарами, подстраивая ассортимент под потребности своих покупателей. Вводит те решения, которые, по его мнению, будут успешными именно в его магазине. Например, в мегаполисах «Фасоль» может быть оптимальным решением для офисных сотрудников с кофемашиной и большим количеством готовых блюд, а вот в спальном районе – это акцент на свежие продукты, хлеб, десерты, бакалею. Иногда наличие микроволновки в магазине в свободном доступе может сделать его самым популярным местом, особенно если рядом много людей, которые работают на свежем воздухе и им нужна горячая еда.

За прошлый год было открыто 242 магазина «Фасоль» по всей России в новом концепте. У нас получилось расширить географию: первые магазины появились в Якутске и Хабаровске. Некоторые из уже существующих партнеров целенаправленно открывают новые магазины в концепции 2.0, несмотря на то, что это дороже на примерно 15%. Также есть те, кто готов сделать ремоделлинг, который может быть, как полным, так и частичным, используя уже существующее оборудование.

Сегодня, в нашей новой реальности, партнеров больше всего пугает не сколько эпидемиологическая обстановка, она то как раз способствует росту спроса на маленькие магазины, а рост цен на оборудование и стройматериалы. За последний год стоимость материалов на открытие магазина выросла более чем на 10%.

Что касается ассортимента, то мы не заставляем партнеров делать закупки только в Metro, по факту эта доля составляет около 25%. Также мы делаем рекомендации по ассортименту, который должен быть у партнеров на полке в каждом регионе, чтобы магазин был сбалансированным.

Именно гибкость в ассортименте дает «Фасоли» преимущество. Партнер может поставить на полку то, чего нет у крупных ретейлеров и быстро реагировать на запросы клиентов.

Часто перед открытием магазина у партнера возникает страх, как он сможет справиться с конкурентами.


В любом бизнесе есть гиганты. Один владелец «Фасоли» в Уфе встал на трафик двух крупнейших национальных игроков и при этом раскачал свой бизнес до очень хороших показателей. Нужно не боятся, нужно работать и настраивать все механизмы внутри магазина, чтобы отстраиваться от гигантов своим уникальным предложением.

Новая концепция «Фасоли» – это непростой этап как для нас, так и для наших партнёров. Зачем он нужен? Потому что мы в Metro хотим трансформировать традиционный ретейл в новый вид кооперации под нашей франшизой. Каждый год доля небольших сетей и отдельных магазинов сокращается: по прогноз к 2030 году это будет всего 9% от общего оборота продуктового ретейла. Наша задача – дать возможность малому бизнесу выжить и преуспеть.

Интервью с генеральным директором Metro Cash & Carry в России