11 ноября один из франчайзи «Додо Пицца» Евгений Ткачев, владеющий 12 пиццериями бренда, выложил гневный эмоциональный пост о своем партнерстве с франшизой «Додо» и о тревожных перспективах сети и франчайзи, которые являются частью этой сети.

По словам Евгения, франчайзер старается купить франчайзинговые объекты, тем самым вернуть их под централизованное управление: «Мы Партнеры сделали свою работу, развили сеть, она теперь номер 1, Они [владельцы сети] теперь заинтересованы в том, чтобы расширить свою собственную сеть, принудить меня продать им мои пиццерии за копейки, это наработанная схема, не я первый, ну и не последний точно».

Анализируя написанное, можно сделать вывод, что Евгений не возражает против продажи своих ресторанов в целом, а не согласен в первую очередь невысокой стоимостью. Забегая вперед, можно предположить, что именно сумма оценки является главным противоречием между сторонами.

Федор Овчинников еще 31 октября на своей странице в социальных сетях в публикации негативно высказался о подходе некоторых франчайзи к исполнению стандартов качества: «Я до сих пор не могу поверить в то, что мы допустили такое. Я часто говорил, мы хотим делать продукт, который можем предложить друзьям и детям. В каждой нашей пиццерии висит «Клятва качества», которую подписывал партнер при открытии пиццерии. Когда я написал эту клятву, мне сказали, что это какое-то «сектантство». На самом деле никакого сектантства там нет - это публичное обещание перед гостями. Мне было важно, чтобы партнеры искренне разделяли принципы. Похоже, что клятва превратилась в формальность».

Стоит предположить, что подобными высказываниями Федор обозначает свою позицию и начало каких-то серьезных изменений внутри сети.

Не так много существует успешных российских франшиз, а франшиз такого уровня, как «Додо» в принципе в стране больше нет. И описанный кейс — это проблема, с которой могут столкнуться только сильнейшие франшизы. Ее можно сформулировать примерно так: «куда расти, когда некуда расти?». В каждом регионе открыта пиццерия, франчайзи помогли достигнуть быстрого роста, но, в ущерб качеству. Никакой франчайзи не будет делать такой же продукт, как делал бы сам основатель.

Стратегически выходов из сложившейся ситуации лишь два:

1. Снижать долю собственных точек и быть управляющей компанией для франчайзи. Непохоже, что бренд настроен на такой трек развития.
2. Собирать франчайзинговые точки под собственное управление, тем самым налаживая единые стандарты качества, и становясь единым владельцем всей сети.

При этом потребители будут на стороне основателя, потому что «борьба за чистоту рядов» и за высокое качество продукта будет лишь добавлять очков бренду. А значит репутация будет расти, и, кто знает, но, возможно, на фоне всех этих процессов будет совершена и продажа всей компании. Хотя гадать и предсказывать будущее не входит в мои задачи.

Естественно, в данном конфликте очень многое зависит от того, как составлен Договор коммерческой концессии. Все выяснится в ближайшее время Евгений Ткачев сообщает: «17 ноября первое слушание в арбитражном суде, я подал иск о неправомерном одностороннем расторжении ДКК (Договора коммерческой концессии — Ред.) правообладателем. Такие действия могут только разрушить отрасль в целом и дискредитировать франшизу как бизнес-инструмент».

При этом призывы к борьбе со стороны Евгения вряд ли усиливают бренд, позиция выглядит слабой потому что в созданном контексте он призывает бороться за сохранение невысокого уровня качества ради сохранения всех прав за франчайзи: «Надеюсь на поддержку коллег по цеху, потому что все партнеры додошники, предсказуемо притихли, есть что терять. По факту все партнеры в «Додо» являются заложниками правообладателя, вложили большие средства, а договор с ними могут расторгнуть в любой момент. Я сейчас на этом фоне - как камикадзе — хочу отстоять свою правду».

Это действительно тяжелое противостояние. Являясь участником франчайзингового рынка, я с большим интересом наблюдаю за данным кейсом. И не только я. Решение подобных конфликтов потом обязательно станет поучительным примером для всех российских брендов, развивающихся по франчайчайзингу.