Нужно принять и смириться с тем, что старых денег больше не будет. Апрель будет особенно тяжелым. Чтобы выжить, нужно искать новые возможности для развития бизнеса, новые сигналы о том, где сейчас есть деньги. Многие ретейлеры уже ищут новые ниши. На днях появилась новость о том, что сеть «ВкусВилл» начинает ставить вендинговые автоматы со своими продуктами в подъездах жилых домов. Когда власти обязывают жителей к самоизоляции и призывают ограничить передвижения по городу, такая идея может сработать.

Я на своем опыте испытал несколько кризисов. В 2014 году рост курса доллара заставил очень быстро поменяться. В то время я занимался торговлей и импортом товара из-за границы, но в какой-то момент мне пришлось потерять все и начинать заново. Пришлось полностью перестроить бизнес с импорта на товары, которые производили внутри страны. Проект Topfranchise позволяет как на радаре увидеть те отрасли, которые начали первыми расти после кризиса и на которые за последние 4 года поступало больше всего заявок, запросов на открытие бизнеса. Наметилось четыре индустрии, которые были впереди с очень большим отрывом. Чем больше мы в них работали, тем больше получали отклика и, соответственно, заработка.

Первая отрасльэто товары и услуги для детей

Детское образование, детское питание, детская одежда — это то, на чем родители будут экономить в последнюю очередь. Даже в условиях кризиса, который сейчас наступает, в России частное детское образование будет точкой роста. Спрос на него не уйдет. Качество обучения во многих государственных школах оставляет желать лучшего. Приблизительно 15% детей в России требуются дополнительные занятия коммерческого образования. Особенно это актуально сейчас, когда школы закрыты и дети вынуждены самостоятельно заниматься дома.

Вторая отрасль — это индустрия красоты и здорового образа жизни. 

Это мощный рынок. Девушки, которые пользуются косметикой, чуть сбавят спрос, но не смогут совсем отказаться от покупок привычных товарных категорий. Сейчас самое время развивать онлайн-магазины косметики с доставкой. Производителям, у которых раньше не было собственных каналов продаж через Интернет, нужно их создавать. Можно пробовать выходить на рынки других стран.

В детском образовании и индустрии красоты деньги останутся, но будут меняться каналы дистрибуции этого спроса. Поскольку традиционные каналы сбыта через торговые центры в ближайший месяц, а то и два, будут недоступны, нужно уходить в онлайн.

Третий рынок, который активно рос после предыдущего кризиса, — это общепит. 

Он пострадал от эпидемии коронавируса сильнее всего. Рестораны и кафе сейчас закрыты, не запрещена только доставка еды. Есть интересные кейсы, сеть Rise of Rice (фабрика-кухня с доставкой. — Ред.) научилась продавать франшизу по доставке еды.

Сигналы, которые я хочу послать владельцам ТЦ, — проведите инвентаризацию своих арендаторов, особенно несетевых операторов, чтобы понять, с кем из них можно выстраивать точки роста, масштабировать проекты и развивать по франшизе. Я знаю владельцев ТЦ, которые уже начали это делать. Например, Руслан Байрамов, владелец ТЦ «Трамплин» в Москве.

Некоторые начали заниматься этим еще до кризиса. Такой кейс формируется у «Ташира» — они развивают франшизу «Ташир Пицца». Есть пример владельцев торгового комплекса из Рязани, которым помимо фуд-корта принадлежит еще и сеть столовых, они обратились к нам за созданием франшизы, чтобы развивать с ее точки зрения доставку готовой еды.

Четвертый сегмент, который точно будет расти, — это экспорт

Гигантский потенциал лежит в экспорте производства из России. Курс доллара будет расти, рубль — дешеветь. Люди, которые быстро научатся выкладывать свою продукцию на международные маркетплейсы Ebay, AliExpress, Amazon, Etsy, научатся зарабатывать по-новому. Российская нефть может сильно подешеветь, но российские мозги, российские приложения, российские кондитерские изделия и продукты питания могут продаваться за рубежом. Нужно рассматривать любые возможности для кросс-бордерной торговли. Они есть и во время карантина, пассажирские рейсы отменены, а грузовые — летают.

По собственному опыту знаю, что нужно перебрать не меньше ста вариантов, чтобы найти те, где вы завтра будете получать деньги. Возможности есть всегда, нужно просто их вовремя заметить.

 

На основе выступления «Антикризисные меры с помощью франчайзинга» на канале MallExpert