Текущий период можно охарактеризовать как долгожданный штиль после бури - спустя шесть месяцев основные бизнес - процессы функционируют в штатном режиме. Что не скажешь о первых двух - трех неделях после 24 февраля, когда ситуация менялась не то, что каждый день, а каждый час, и предсказать насколько пагубным это в итоге окажется и для франчайзинга в общем, и для сети в частности, было сложно. Можно сказать, что управление было переведено в ручной режим.

Основные вопросы, которые волновали в тот период - как ситуация повлияет на транспортные цепочки, что будет с ценами на сырье, выживут ли торговые центры и насколько снизится потребительский трафик.

С логистикой все оказалось не так страшно - производственные площадки компании находятся как в Европе, так и в Китае. Какое-то время ушло на то, чтобы перестроить логистику преимущественно в пользу Китая, но на общей картине это никак не сказалось - у нас на складах был объем товарного запаса на 5 - 6 месяцев работы. Сейчас длительность поставок увеличилась от трех до пяти месяцев. Это связано, в том числе и с тем, что в Китае очень серьезно относятся к пандемии и периодически на карантин уходят целые города. Плюс на рынке ощущается нехватка грузовых контейнеров.

Вот цены на сырье в тот момент пугали куда больше. В связи с колебаниями курса валют, повышение составило порядка 20%-30%. На это цены в сегменте также отреагировали ростом, в ряде бельевых сетей до 50% - 70% на корсетное белье. Мы инициировали повышение в марте, но старались ограничить его 10% - 15% на отдельные категории товаров, чтобы не шокировать покупателей.

Потом курс стабилизировался, и цены вернулись к прежним значениям. Другой момент, что касаемо стоимости сырья нельзя сделать какое-либо долгосрочное предсказание. На тот же хлопок может повлиять целый ряд факторов - аномальная жара, засуха, падение объемов урожая и так далее, а с учетом логистических ограничений это может привести к ощутимому росту цен.
Что касается торговых центров, и, соответственно, покупательского потока - здесь «все не так однозначно». Серьезнее всего пострадали крупные ТЦ, в которых были сосредоточены иностранные бренды, покинувшие российский рынок. Как следствие, не стало магазинов - не стало покупателей. В районных торговых центрах картина иная - здесь вышеупомянутые бренды либо не были представлены совсем, либо минимально, поэтому их уход практически никак не сказался на проходимости.

У нас довольно большое число магазинов расположено именно в таких торговых центрах, поэтому в среднем трафик сети остался в прежних значениях, а в июле вырос на 24%. В этот же период мы отметили рост оборота на 30%, и среднего чека на 5%. Сейчас в целом потребители более лояльно относятся к оставшимся иностранным брендам, плюс находятся в поиске достойной альтернативы ушедшим маркам. Вкупе с акционными предложениями и сезонными распродажами это отлично обеспечивает рост основных показателей.

Если говорить в целом - нельзя сказать, что произошли какие-то глобальные изменения в бизнес - системе, скорее ситуативные перестановки. Однако, планы развития пришлось корректировать. Если до 24.02 основной задачей была франчайзинговая экспансия сети в формате + 10 - 15 магазинов в год, то после фокус сместился на сохранение действующих франчайзи.
В марте и апреле несколько партнеров приняли решение закрыть магазины. Причины были разные, но роль сыграл психологический фактор - напряженность, неизвестность, резкий слом горизонта планирования. Также их стимулировали решения о релокации, смене деятельности, закрытии бизнеса и т.д. Негативно сказывался и пример уходящих иностранных франшиз, которые фактически оставляли партнеров без какой-либо операционной поддержки бэк-офиса, без консультаций, и без возможности пополнять товарный запас. Глядя на все это, франчайзи стали испытывать опасения, что в итоге окажутся в аналогичной ситуации.

Поэтому мы предприняли ряд шагов, чтобы действующие партнеры ощущали себя спокойно, а потенциальные понимали, что мы, как товарная франшиза (сеть «Стильпарк» развивает оптовый поставщик белья и колготок, компания «Единая Европа – Элит» - Ред.), заинтересованы в успехе каждого партнера, и готовы оказывать всестороннюю поддержку:

- Реализовали возможность возврата старых коллекций, когда партнеры могут вернуть остатки и на сумму возврата приобрести новые. Это позволяет регулярно обновлять ассортимент с меньшими затратами.
- Закрепили обязательство обеспечивать франчайзи достаточным товарным запасом на уровне договора коммерческой концессии.
- Разработали специальное предложение для франчайзи компаний, ушедших с рынка, по адаптации действующего магазина под франшизу «Стильпарк» с возможностью реализации оставшихся товарных запасов в рамках бренда.
- Предлагаем приобретение оборудования в рассрочку. Это позволяет уменьшить объем первоначальных инвестиций в открытие.

Постепенно такая тактика стала приносить результаты - помимо сохранения действующих партнеров компании, мы открыли один новый магазин в июне, и еще один в июле. Еще одно открытие сейчас в процессе подготовки.

Очевидно, что к дофевральским темпам развития мы не вернемся ближайшие полгода - год. Потребуется время, чтобы в массе ушли опасения о крушении экономики и потере накоплений.