На сегодняшний день трудно представить бизнес, который не имеет своего представительства в интернете. Я не говорю уже о многократном увеличении за последние 10 лет количества онлайн-компаний, которые ведут свою деятельность только на просторах глобальной сети.

Сейчас каждый бизнесмен, начиная с продавца овощей и фруктов, который строит свою коммуникацию с покупателями через социальные сети и мессенджеры, заканчивая владельцем крупной многомиллиардной корпорации, чей штат IT и PR специалистов насчитывает не одну сотню сотрудников, осознает всю важность и значимость правильного представления своей фирмы и в Интернете. Успешные компании тратят огромные ресурсы на создание качественного контента – разрабатывают бренд и его стратегию, тратят немалые суммы на дизайн продукции, создают дорогостоящие сайты, пишут понятные и оптимизированные тексты, снимают видео и фото контент и т.д.

Безусловно, такой подход к построению бизнеса весьма дорогостоящий и требует серьезных инвестиций. Однако, как говорится, «игра стоит свеч» - современный потребитель избалован качественными картинками, привлекательными и удобными сайтами, яркими и интригующими видео. Поэтому, чтобы привлечь своего клиента, компании должны усердно потрудиться.

На деле этого оказывается недостаточно. На просторах Рунета наши бизнесмены сталкиваются с жестокой реальностью – как только продажи взлетают вверх, и производимая ими продукция становится популярной и востребованной у покупателя, неожиданно у компании и/или ее продукции появляются «двойники» - сайты-клоны, незаконные копии фотографий вашей продукции и т.д.

Если о необходимости регистрации товарного знака и патентах на изобретение наши предприниматели уже осведомлены, то, к сожалению, до сих пор мало кто понимает важность регистрации авторских прав на создаваемый в рамках деятельности компании контент. В таком случае, столкнувшись с проблемой копирования своего контента в сети предприниматели остаются бессильны и не могут никаким образом повлиять на мошенников и вернуть свою интеллектуальную собственность. Их компания несет существенные экономические убытки, теряет доверие клиентов, а покупатели, в свою очередь, сталкиваются с подделками и обманом.

С популяризацией в нашей стране маркетплейсов количество краж авторского контента неуклонно растет. Ежедневно в своей практике мы сталкиваемся со случаями, когда на одном маркетплейсе известная компания имеет по два, три, а то десять компаний-клонов, якобы торгующих их товаром. Копируется все – фотография карточки товара, видео-ролики с демонстрацией товара, даже текст. Что скрывается за такими фейковыми карточками? Обычно это либо подделки, либо нелегально ввезенный на территорию РФ товар, либо какой-то собственный товар данного недобросовестного продавца.

Еще один актуальный пример из практики. Успешно развивающаяся IT компания, разрабатывает некий продукт для клиента. Руководством компании был выделен бюджет на проведение исследования, маркетинг и дизайн. В какой-то момент на завершающей стадии создания продукта один из сотрудников уходит из компании и забирает с собой ключевой алгоритм и начинает развивать точно такой же продукт в компании-конкуренте. Глава IT компании собирает совещание со штатными юристами и привлеченными экспертами в ходе которого выясняется, что авторские права на данный алгоритм не принадлежат компании, а принадлежат ее создателю – тому самому уволившемуся сотруднику. Шах и мат. Подобная ситуация кажется банальной, но, к сожалению, в российской действительности встречается очень и очень часто.

Именно поэтому, в момент основания компании, разработки продукции и выхода рынок наряду с бизнес-стратегией, медиа- и маркетинг- стратегией и другими документами, регламентирующими долгосрочную детальность компании, должна быть четко сформулирована стратегия распространения авторского права на объекты жизнедеятельности организации.

В чем суть данной стратегии? Во-первых, она должна регламентировать порядок передачи авторских прав на результаты деятельности сотрудников компании. Это может быть отдельный документ, либо же вы можете включить отдельный пункт в трудовой договор, где будет четко прописано, что все авторских права на результаты деятельности сотрудника в рамках компании принадлежат именно компании, а не кому-то еще. Во-вторых, в рамках данной стратегии должен быть определен шаблон, а также порядок предоставления и выполнения служебных заданий. И в-третьих, по итогам исполнения каждого служебного задания с сотрудником должен подписываться акт приема-передачи авторских прав на результаты своей деятельности.

Если же для создания контента вы нанимаете не одного, человека, а, например, агентство, важно не только юридически оформить передачу авторских прав от компании-исполнителя задания вашей фирме, но и убедиться, что внутри организации, выполняющей для вас какую-то работу, передача авторских прав регламентирована тем же надлежащим образом.

Как узнать, например, есть ли у вашего сайта клон? Или кто еще помимо Вас использует фотографии вашей продукции? Всем предпринимателям я бы рекомендовал воспользоваться специальными программами-парсерами. Эти программы позволяют собирать и систематизировать большие объемы различных данных с сайтов (в том числе с маркетплейсов и социальных сетей). Источником данных может служить текстовое наполнение, HTML-код сайта, заголовки, пункты меню, базы данных и другие элементы. Такие программы активно применяются для обнаружения фактов незаконного использования интеллектуальной собственности. Сейчас на просторах сети существует большое количество парсеров, в том числе и бесплатных. Так что, если вы не хотите узнать о сайте-клоне от своих клиентов, проведите соответствующий мониторинг самостоятельно, либо же отдайте на аутсорс специалистам.

Итак, парсинг проведен, нарушители выявлены. Что дальше? Порядок последующих действий зависит от площадки, на которой обнаружен нарушитель. Например, нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность обнаружено в одной из популярных социальных сетей. Чтобы пресечь подобное нарушение, необходимо направить соответствующий запрос в адрес администрации соцсети и приложить комплект документов, подтверждающий права на интеллектуальную собственность (список документов я уже озвучил ранее). Руководство социальных сетей обычно быстро откликается на подобные запросы и удовлетворяет требования правообладателя.
Похожий механизм работы присутствует и на всех отечественных маркетплейсах. Так, например, подобный функционал блокировки нарушителей прав интеллектуальной собственности реализован прямо в личном кабинете пользователя одного из крупнейших российских маркетплейсов (то есть подать жалобу на продавца-мошенника вы можете прямо из своего личного кабинета).

Если незаконное использование интеллектуальной собственности обнаружено на каком-либо интернет-сайте или онлайн-магазине, то, согласно действующему на территории РФ законодательству, владелец прав на ИС должен обратиться с жалобой к информационному посреднику – хостинг провайдеру, который, в свою очередь, обязан принять меры для устранения незаконного использования ИС при обращении правообладателя.

Увы, процесс взаимодействия с хостинг-провайдерами обычно не такой оперативный и не всегда приносит сразу нужный результат. Отчасти это обусловлено спецификой работы самих компаний, отчасти - расхождением в понимании формулировки «принять надлежащие меры по устранению нарушений» (зачастую принятые хостинг-провайдером меры не удовлетворяют требования правообладателя). Вся эта работа отнимает большое количество времени, поэтому добиться быстрых результатов без профессиональных знаний и навыков крайне сложно.

Самый частый случай незаконного использования авторского контента в сети – это полное или частичное копирование дизайна известных сайтов. Обычному потребителю очень сложно найти отличия между сайтом-оригиналом и клоном: похож не только дизайн, но и доменное имя (мошенники могут заменить букву или ввести дополнительные символы, на которые рядовой пользователь вряд ли обратит внимание).

В нашей практике мы столкнулись со случаем, когда сайт одного из самых популярных и крупных ретейлеров бытовой техники был полностью скопирован мошенниками. Дизайны сайтов были абсолютно идентичны, идентичны были даже данные бонусной программы в личных кабинетах покупателей. Блокировка такого клона была произведена через Мосгорсуд. Сайт был заблокирован через 20 часов после его обнаружения (суд в качестве обеспечительной меры блокирует мошеннический сайт за незаконное использование авторских прав), окончательное решение было принято судом в течение месяца. Ситуация разрешилась быстро и в пользу правообладателя, однако, такой результат был возможен не только благодаря работе юристов, но и благодаря наличию заранее качественно составленных документов, подтверждающие права ретейлера на данный вид интеллектуальной собственности.

Процедура оформления авторских прав внутри компании довольно проста и не требует дополнительных ресурсов. Вместе с тем она очень эффективна – в случае клонирования контента у вас на руках будет неоспоримое доказательство собственности на данные материалы. На основании этих документов можно не просто пресечь незаконное использование интеллектуальной собственности, но и взыскать компенсацию, упущенную выгоду и иные убытки в претензионном или служебном порядке. В частности, размер компенсации за однократное незаконное использование фотографических материалов на текущий момент в России составляет порядка 15 тыс. рублей за 1 фотографию.

Главное преимущество предложенной стратегии – ее универсальность. Эти простые шаги подходят как для небольших компаний, производящих продукцию массового потребления, так и для крупных госкорпораций, создающих определенные сценарии, алгоритмы, сложные математические модели.