Недавно открытый «Джем» Перекресток» был назван новым форматом в X5 Group. Можно ли его назвать полноценным новым форматом или он является локальной адаптацией больших магазинов? Не создаёт ли новый формат конкуренции «Пятёрочкам» и не является ли их аналогом?

Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой
Магазин "Джем" Перекресток"
Магазин "Джем" Перекресток"Фото предоставлено пресс-службой


В начале немного о самом пилотном магазине: для его расположения, несомненно, выбрали отличную локацию: практически центр города, большое количество офисных центров рядом, НИУ Пирогова и, в целом, благоприятная среда для полноценного дневного трафика в будни. Более того, место было уже «прикормленным» - ранее на этом месте работал обычный «Перекресток» (Яндекс Карты еще помнят его).

Дискаунтер от X5 Group: взлетит ли «Чижик»?



Ассортимент и формат магазина нацелен именно на дневной трафик офисных работников: большую часть зала занимает кафе, готовая еда и различные быстроприготовляемые продукты. Кафе с зоной столиков, удачно спрятанной за стойкой (в этом случае не мешает ни шум от торгового зала, ни лишние глаза в твоем мониторе), удачно вписано в общую концепцию. Каждый стол оснащён розеткой и USB разъёмами для зарядки. В кафе работает небольшая суши-станция, выпекается небольшой ассортимент хлеба и булочек из заморозки, готовятся сэндвичи. Выбор более-менее стандартный.

В каждой категории выделен значительный (до 30% площади) блок здорового питания и/или фермерской продукции. Наполнение блоков стандартное: СТМ «Зеленая линия», фрукты и овощи в основном в мелкой фасовке, главный упор сделан на продукцию готовую к употреблению. Блок корнеплодов — совсем маленький. Минимальный выбор неплохого алкоголя для подарков и офисных праздников.

Основной упор в магазине идет на самообслуживание: на входе клиентов встречают плакаты с информацией о self-service через приложение, а также кассы самообслуживания.


При этом кассы с сотрудником спрятаны в углу и выглядят как приложение к стойке табака. Постамат 5Post тоже дополняет этот комплект самообслуживания для тех, кому удобнее получать посылки на работе.

На фоне красоты и аккуратности, у меня, как у покупателя, возникает ряд закономерных вопросов:

Почему все напитки стоят в холодильнике? Холодная вода или сок, когда на улице -20С радости не добавляют.


Почему обычные мандарины стоят 420 рублей, апельсины - 300 рублей, а яблоки по 100 рублей за 4 штучки (0,6 кг)? Это желание получить больший оборот без альтернативы или надежда на богатый офисный планктон? Полагаю, что такие цены запредельны даже для этого формата.

Как правильно разработать концепцию магазина?



Таким образом рассматривать «маленький Перекресток» аналогом «Пятёрочки» не стоит - и целевая группа и миссий покупателей у этих магазинов совсем разные.

Несомненно, данный магазин выглядит очень перспективно - он предлагает сотрудникам офисов альтернативу доставкам, кафе, ресторанам и вендингам в бизнес центрах, а так же предоставляет место встречи и возможность отдохнуть от коллег вне офиса.

Но успешен «Джем» может быть только в аналогичных локациях с аналогичным окружением в виде плотной застройки офисами и точками притяжения, которые обеспечат дневной поток клиентов в будни.


Второй вопрос — наличие помещений достаточной площади и необходимой ставки аренды в таких районах.

Сколько таких районов и помещений можно будет найти и сколько из них не занято прямыми конкурентами – «ВкусВиллом» и «Азбукой Вкуса»? Скорее всего не так много, поэтому в ближайшей перспективе развитие таких магазинов стоит ожидать только в столицах и в небольших количествах. В регионах такой плотной офисной застройки практически нет.

Можно ли назвать подобное решение новым форматом? Формат - это больше, так называемое, коробочное решение, которое массово распространяется практически без адаптации под конкретные локации. А данный магазин - это скорее адаптация имеющегося формата, представленного в различных размерах и конфигурациях по всей стране, к конкретным потребностям клиентов в данной локации. В этом случае, можно говорить о гибком управлении магазинами и возможном скором появлении новых интересных решений.

Другие колонки Алексея Ратинера