Все пользуются таким понятием, как КОНЦЕПЦИЯ. Но каждый в него вкладывает принципиально разное значение: от просто планировки торгового зала до целого формата. «Давайте поговорим об этом…» — говорил психотерапевт в одной известной комедии…

Концепция формата — визуализация стратегии формата. Этап, который в основном заключается в визуализации решений, принятых в рамках разработки стратегии формата с учетом ограничений, заложенных в бизнес-плане. Разрабатывается несколько вариантов визуальной концепции дизайна интерьера и фасада. В том числе схема движения покупательских потоков и планировка, дизайн оборудования, цветовые, интерьерные и световые решения по созданию атмосферы, соответствующей позиционированию, графические элементы навигации и примеры визуального мерчандайзинга для различных категорий товаров. По этим критериям и осуществляется проверка. Каждый из них должен соответствовать формату и покупателю. Каждый из них должен находить свое отражение в каждой зоне магазина.

Концепция, в моем понимании, подкрепленном годами практики, — это одна из основных частей формата.


Она отвечает на вопрос, как мы предлагаем наши услуги нашим клиентам. По сути — упаковка нашего предложения.


И включает в себя эта упаковка технологический проект, дизайн торгового зала и фасада, необходимые решения по стимулированию продаж (в том числе digital), навигацию, коммуникации и визуальный мерчандайзинг.

Когда розничной компании надо менять концепцию. По моему мнению, срок жизни формата составляет 5-7 лет. Срок жизни концепции без изменений — 3-5 лет. На самом деле, открыв магазин с новой концепцией, уже надо задумываться о следующей.

Обязательно концепция меняется:
• при смене формата
• когда концепция устарела (морально или физически)
• при добавлении новой целевой аудитории
• при выходе на новые рынки
• при ребрендинге
• при смене позиционирования
• при вводе новой категории
• при смене трендов

Как правило, сети опаздывают с началом смены концепции, иногда пытаются менять концепцию, а надо пересматривать формат.


Такой движущей силой по смене формата или концепции, как правило, выступают или действия конкурентов (открыли новый магазин, увеличили количество точек, стали забирать покупателей), или экономические показатели (падение среднего чека, трафика, прибыли и т.п.).


Сейчас ретейлеры уже понимают, насколько важно своевременно начинать этот процесс, но все же чаще опаздывают.

Вторая ошибка — делают это в крайней спешке, не отводят достаточно времени для проработки решений. Обычно: «…хотим открыть новый магазин, как всегда, за 2 месяца, ой, а давайте сделаем что-то новое, новую концепцию нужно…», но срок открытия не пересматривается. Поэтому хочется особенно подчеркнуть, что обновление концепции — вопрос детальной проработки многих параметров проекта, а не быстрой перекраски стен во что-то другое.

Когда я разрабатываю концепцию магазина, я двигаюсь по семи основным шагам.

Шаг 1. Смотрим на текущие тренды мирового и российского ретейла
Куда движется мировой ретейл и какие тренды сейчас на рынке в России, что работает и приносит успех?

Шаг 2. Описываем целевую аудиторию
Кто наш покупатель? Что зависит от выбора целевой аудитории?

Шаг 3. Бренд и ретейл-бук
Оценка текущего нейминга и брендинга, есть ли все необходимое в части ретейл-бука (специальный документ, наглядно демонстрирующий единую визуальную концепцию оформления торговых точек одного бренда. — Ред.).

Шаг 4. Техническое задание
Разрабатываем ТЗ, ведь без него никак не спроектировать и не открыть правильный и, главное, успешный магазин. Особенно это важно для продуктовых магазинов, где технология — основа бизнеса.

Шаг 5. Проектирование
Проект — это просто расстановка оборудования? Нет, это схема вашего бизнеса. Это управление поведением потребителя и так популярным сейчас Customer Journey. Правильное название этой части проектирования — разработка документации раздела «Технологические решения». И, поверьте, оно того стоит. Грамотный технологический проект сэкономит расходы на оснащение, персонал и внутреннюю логистику, поможет избежать штрафов и претензий контролирующих органов и т.д. и т.п.

Шаг 6. Концептуальный дизайн
Дизайн в ретейле — это просто покраска стен или пространство успешных продаж и коммуникации с покупателем? Дизайн в продовольственном ретейле делается только на базе технологического проекта, это оболочка бизнеса и формирование настроения, эмоций и будущей лояльности покупателей. Обязательно содержит раздел навигации и коммуникаций с покупателями.

Шаг 7. Визуальный мерчандайзинг
Это не просто выкладка товара, это система успешных, продуманных продаж. Каждая часть предложения ассортимента должна быть оформлена и дополнена нужной коммуникацией с покупателем.

Следуя этим семи шагам, вы получите полноценную концепцию своего магазина. Проверено многократно.


Основной проблемой при смене концепций в российском ретейле можно также назвать желание копировать. Иногда оно совершенно непреодолимо.


Заказчики хотят так же, как у «…», и все тут. Приходится тратить много времени и сил, убеждая, что копирование не приводит к успеху. Концепция — это упаковка конкретного предложения, форма отстройки от конкурентов, а не повторения их решений.

 Основные ошибки
• Вообще не разрабатывать концепцию.
• Действовать по принципу «и так купят».
• Считать, что целевая аудитория — ВСЕ.
• Проектировать без технического задания.
• Делать дизайн как в квартире или как в доме.
• Не работать с коммуникациями.
• Работать с промо и мерчандайзингом по факту открытия.

Обычно удачная смена концепции дает рост основных показателей от 15 до 25%. И именно за этим приходят ретейлеры. Но так бывает далеко не всегда. Если требуется смена формата целиком и проблемы не в устаревшей концепции, а в самом предложении, то смена упаковки, конечно, может на некоторое время приподнять показатели и ввести покупателей в заблуждение. Но ненадолго. Дальше падение продолжится.

Поэтому всегда сначала нужно понять проблемы ретейлера и их причины. А потом уже решать, что и как делать. Для этого есть первичные консультации, выезд на объект или работа с фотофиксацией и с видео с объекта. Берем описание целевой аудитории, ассортиментную матрицу и смотрим. В общем, такое первичное исследование «организма». Потом выдаются рекомендации и с заказчиком обсуждается план действий. Вообще если предложение ретейлера покупателям хорошо сформировано (выбрана целевая аудитория, позиционирование, ассортимент, цены, требования к локациям, логистика), то можно смело упаковывать его в концепцию.

Если говорить о популярных сейчас на рынке концепциях, обороты набирают два направления — дискаунтеры и магазины «здорового питания» (или образа жизни).


Соответственно, если первые по-прежнему считают, что им упаковка не нужна, у них такая цена, что покупатель сам придет, то вторые активно пытаются копировать друг друга и успешные примеры. В тренде экостиль и все, что с ним связано.


В России по-прежнему не любят коммуникации и стараются их избегать. Так как коммуникация — это идея, которую ретейлер хочет донести до покупателей, а чаще всего такой идеи нет, если речь идет о копировании.
Если говорить о такой части концепции, как дизайн, то тренды в дизайне сегодня такие (и на них делается основной упор при создании концепции):

• яркие акценты
• натуральные материалы
• эмоциональная графика
• модульность (гибкие решения, способные трансформироваться под изменения ассортимента, сезонности или добавления новых групп целевых аудиторий. Например, оборудование и коммуникации проектируются с таким расчетом, чтобы их можно было легко сменить)
• работа со светом

Из хороших примеров концепций, которые недавно предстали на суд российских покупателей, хочется назвать «ВкусВилл» с их новыми магазинами с кафе. Там прекрасно решена модульность предложений и начата работа с коммуникациями. X5 Group запустила хороший вариант новой «Пятерочки». Но это не смена концепции, как многие думают, а новый формат. И это интересно. Спорный момент — суперсторы «Магнита». С моей точки зрения, это удачная концепция гипермаркетов «Магнит», но кто-то может решить, что это новый формат. Отличную смену концепции провела «Лента» в своих гипермаркетах, а вот над супермаркетами можно было бы еще поработать.

Как определить формат вашего магазина