Давайте вспомним, как развивались наши крупнейшие ретейлеры X5 Retail Group и «Магнит». Если X5 скупал активы, «Магнит» развивал себя сам. После того как Михаил Фридман купил «Перекресток», он приобрел созданную Андреем Рогачевым «Пятерочку», которая изначально позиционировалась, как сеть-дискаунтер. Именно это и заложено в ее названии — дешевле дешевого. Потом появился формат «Карусель». Мелкие сети, которые компания покупала, были ребрендированы уже в существующие. В результате каждый формат имел свое оригинальное название, что создавало некоторые проблемы, и даже СТМ пришлось делать кроссформатными.

Жесткий дискаунтер "Чижик"
Жесткий дискаунтер "Чижик"Фото предоставлено пресс-службой
Жесткий дискаунтер "Чижик"
Жесткий дискаунтер "Чижик"Фото предоставлено пресс-службой
Жесткий дискаунтер "Чижик"
Жесткий дискаунтер "Чижик"Фото предоставлено пресс-службой
Жесткий дискаунтер "Чижик"
Жесткий дискаунтер "Чижик"Фото предоставлено пресс-службой
Жесткий дискаунтер "Чижик"
Жесткий дискаунтер "Чижик"Фото предоставлено пресс-службой


И тут появляется четвертый формат, жесткий дискаунтер. 20 лет существования сетевого ретейла научили производителей делать продукты сомнительного качества. Особенно в низком ценовом сегменте. Закупщики давят на производителей, чтобы входная цена была «ниже низкого», производители стараются изменять технологии и ингредиенты. На сегодняшний день и «Пятерочка» и «Магнит» уже сами по себе достаточно жесткие дискаунтеры. Чем «Чижик» будет жестче, чем «Пятерочка», непонятно. Делать специально для него СТМ будет дороже, чем завести туда СТМ уже созданные для «Перекрестка», «Карусели» и «Пятерочки». К тому же, зачем тогда нужен «Чижик», если уже есть «Пятерочка» с похожим ассортиментом? С точки зрения локаций тоже будет непростая история. Где взять хорошие места? По сокращенному ассортименту, о котором «Чижик» заявляет, понятно что это будет формат магазина у дома. На выселках это никому не нужно, а места с хорошим трафиком заняты и в регионах и в Москве.

Как в России растет рынок дискаунтеров



А теперь подумаем, кто же выгодоприобретатели проекта «Чижик»? Мне кажется, что это менеджеры X5 Retail Group, которые «Чижика» придумали и запустили. Они получат бонусы, проведут тендеры, года два будет движуха. Очевидно, что от проекта выиграют строители, поставщики торгового оборудования, вывесок и т.д.

На мой взгляд, средства, потраченные X5 на запуск «Чижика» не вернутся, а лояльность, которая у покупателей есть к «Пятерочке» будет размыта. Понятно, когда в формат дискаунтеров шла сеть гипермаркетов «Окей», и для понятной коммуникации делала отдельный бренд для этого формата. Но «Пятерочка» и так по сути сеть дискаунтеров, с большим количеством магазинов у дома. Куда жестче? За счет чего? Ведь невозможно предположить, чтоб X5 пожертвовала маржинальностью в новом формате.

Илья Якубсон создает российский Lidl



В нашей стране ретейл на низкой стадии развития, и еще не достиг того уровня, когда лояльность к сети определяет место покупки. Главный аргумент при покупке — цена. У российских покупателей нет трепета и любви к определенной сети. Да, ретейлеры пытаются ее привить программами лояльности — стикерами, «Скрепышами», наклейками и так далее. У сетей есть слабое место – акции, с помощью которых они управляют трафиком. Это вредит всем игрокам. И пока сети будут конкурировать в ценовом поле — покупательской лояльности не будет. Там где акция – там и купили.
Глава X5 Retail Group Игорь Шехтерман говорил, что компания верит в сегмент дисконтных магазинов, так как «ситуация в стране будет только ухудшаться». Ставка на нищающих россиян сомнительна. Представьте, приятно ли покупателю будет идти в магазин, который позиционируется как магазин «для бедных»? Людям не очень то приятно приходить на кассу с полной корзиной дешевого товара под СТМ. А тут им предлагают целенаправленно идти в магазин таких товаров. А когда экономика вырастет, что будет с «Чижиком»?

Операция «ПереСель»: как «Карусели» стали «Перекрестками»



Время тоже выбрано неудачное. Понятно, что разработка «Чижика» началась задолго до коронавируса, но пандемия внесла тектонические изменения в модель потребления, люди активно начали покупать продукты онлайн. Первыми чувствуют конкуренцию как раз жесткие дискаунтеры, по цене и по сервису они кардинально проигрывают онлайн торговле. Тяжелые продукты — крупы, сахар, масло, напитки таскать самому в пакетах уже необязательно, их могут привезти на дом.

Другие сети жестких дискаунтеров работают примерно по одной стратегии, это магазины у дома, узкий ассортимент. Я думаю, после решения проблем с ассортиментом, они будут конкурировать в дополнительном сервисе — свежая выпечка, кофе, небольшие фуд-зоны с Wi-Fi и пр. Это вопрос времени.

Противоположную точку зрения на новый проект X5 читайте здесь: 44 успешных «чижа»