Новость о поглощении «Лентой» онлайн-магазина «Утконоса» для меня не стала неожиданностью. Я прогнозировал такое развитие событий ещё летом, когда «Утконос» поспешно покинул рынок Петербурга, так и не сумев на нём закрепиться.

Проблема в том, что сделать это надо было сильно раньше – как только «Севергрупп» приобрела «Ленту» («Утконос» и «Лента» имеют общего владельца, компанию «Севергрупп» Алексея Мордашова. — Ред.) Но с прогнозированием трендов развития рынка у «Ленты», к сожалению, плохо. Поэтому всё делается хаотично, без какой-либо внятной стратегии и в последний момент. Целью приобретения «Утконоса» мне видится, прежде всего, попытка «закрыть» таким образом провальные показатели этого проекта за последнее время и его убыток. А уже во вторую очередь наращивать влияние «Ленты» в Московском регионе.

«Лента» пытается запрыгнуть в вагон уходящего поезда развития онлайн-доставки, столь же хаотично пытается открывать мини-маркеты и супермаркеты. Примечательно и то, что «Утконос» продолжит работать под прежним брендом – называть его «Лентой Онлайн» не станут («Утконос Онлайн» и «Лента Онлайн» продолжат оказывать услуги под своими брендами, но объединятся в рамках одного подразделения под названием Lenta-U — Ред.). Возможно, в компании понимают, что такое решение может сразу в значительной степени снизить объём продаж, поскольку «Лента» как не старается, но с онлайном пока вообще не ассоциируется (это мое субъективное мнение).

Удастся ли «Ленте» в синергии с «Утконосом» стать серьёзным игроком рынка онлайн-ретейла и достойно конкурировать с его лидерами? Не готов пока ответить на этот вопрос. Если будет сохранён подход, который сейчас исповедует топ-менеджмент «Ленты», когда во главу угла ставится отчётность по «успешной» реализации тех или иных проектов, а не их эффективность, то ничего хорошего не выйдет.

Проблема в том, что для реально успешного развития в онлайне (как и в других сегментах, и в ассортиментной политике) нужно время. А его у «Ленты» нет, поскольку оно уже давно было упущено. Но на эти частности никто сейчас не будет обращать внимания. Главное – закрыть сделку и видеть более приятные цифры в отчётности. Пока у «Севергрупп» есть деньги на игрушку под названием «Лента», они будут в неё играть.

Другие колонки Михаила Лачугина