Рынок торговых центров в России показывает невиданную в мире динамику. На период формирования и становления нам понадобилось каких-то 10 лет, и мы столкнулись с первым же кризисом в 2008-2009 годах. В результате чего, кстати, рынок потерял много новых брендов, среди которых: New Look, River Island, Zimaletto, Diesel, Sprandi, Yax!, Chevignon, Esprit, Sepalla, Desigual, DIM, Lindex, LeFuture, Promod, Kira Plastinina, Jennyfer, Motivi, «Бюстье», Froggy, Peacocks, Deseo, Intersport и др. Существенной потерей стало закрытие, стремительно развивавшихся до этого момента, магазинов «Арбат Престиж». Всего за прошедшие 20 лет российский рынок и пришли, и покинули более 90 разных брендов. Мало кто может похвастаться такой активной ротацией на рынке. Кстати, многие из них и по сей момент еще сотрудничают с крупными маркетплейс-площадками.

С 2009 года началась стремительная экспансия торговых площадей в комплексах fashion мега-монстрами компаний Inditex Group, LPP, «Джамилько». Освободившиеся площади поглощают H&M. Финский Stockmann, развивавший по франшизе до 2006 года одежную марку Zara, отпускает ее в свободное плавание и далее она врывается в торговые центры, поглощая десятки тысяч квадратных метров. За ней в Россию приходят Pull&Bear, Massimo Dutti, и Bershka, Stradivarius и др.

И если некоторые из перечисленных были представлены в бутиках и ранее, то совместный «пакетный» выход сразу несколькими сетями, спровоцировал поглощение сразу от 10% до 25% всех арендопригодных площадей каждого проекта в отдельности. 2013 год ознаменовывается дебютом нового бренда LPP Sinsay и активной экспансией уже работающих Cropp, House и Mohito.

Отечественной гордостью становится созданная на базе предприятия ЗАО «Первомайская заря» компания Melon Fashion Group, развивающая сети Zarina, befree, Love Republic и присоединившийся к ним позже бренд Sela.

Фактически с 2016 года запуск каждого концептуального торгового центра сопровождался не столько поиском брендов, сколько перераспределением площадей между перечисленными мега-монстрами fashion-рынка. Старым арендаторам в торговых центрах места уже просто не осталось. Кто же мог предположить, что рынок, «положив все яйца в одну корзину», столкнется с новыми, и такими непредсказуемыми, вызовами.

И пока торговые центры стоят с закрытыми витринами в надежде сказочного воссоединения со своими «якорями», давайте вспомним – кого мы подзабыли:

GRIOL – устойчивая команда из Санкт-Петербурга, развивавшая свою сеть, на сегодняшний момент из 34 магазинов имеет только 5 в торговых центрах.

BAON - успешная и стабильная компания, активно ранее заходившая в новые проекты, перераспределила свою присутствие по флагманским проектам в разных городах.

«Спортландия» - сеть спортивных магазинов для всей семьи с широким выбором качественных товаров, начавшая свою развитие еще в 2003 году. Была активно представлена в федеральных проектах, однако уже не первый год не поспевает за ростом арендных ставок в торговых центрах.

«Пактор» - лидер мужской моды 2000-х, сокративший свое присутствие до 4 магазинов в стрит-ретейле, конкретно в Санкт-Петербурге.

FOSP и Onegin – объединившиеся в единый бренд BTC man в 2010 году, практически полностью растворились в маркетплейсах. Кстати лицом бренда в 2019 году стал Алексей Чадов.

New Yorker – магазин молодежной одежды с широкой ассортиментной линейкой. В России на сегодняшний день открыты 75 точек продаж, хотя амбиции бренда в период расцвета были значительно выше.

SODA - сеть мультибрендовых магазинов, существующая на fashion-рынке аж с 1996 года. Сейчас представлена всего 4-мя магазинами.

Еще один известный бренд «Дикая орхидея», которая ранее имела расширенную сеть, а сейчас представлена 8 магазинами в столицах и 3 в регионах.

Concept Club - был основан в 2005 в городе Санкт-Петербурге, благодаря сотрудничеству предпринимателей из Швеции и России. Резко сократила свое присутствие со 150 точек до 18 офлайн-магазинов.

Oodji – компания, которая начала производство в Санкт-Петербурге, сократила свое присутствие в торговых центрах и частично ушла в стрит-ретейл.

Mixit - стремительно развивающаяся компания, которая к своему 5-летнему юбилею успела попасть в книгу рекордов «Гиннеса», сделав самую большую банку крема для тела. Однако резко сократила количество магазинов со 180 магазинов чуть ли не вдвое. Кстати, одной из причин такого стремительного падения являлись завышенные ставки и невозможность стабильной конкуренции.

Incity - российская торговая марка, производитель модной женской одежды и аксессуаров. Магазины бренда практически были «выдавлены» в объекты торговой недвижимости так называемого «второго эшелона».

И это далеко не полный список «живых» операторов рынка, его можно продолжать.

Подытоживая, надо признать, что «взлет и падение» брендов на рынке происходят по разным и зачастую не однозначным причинам, однако выход за рамки торговых центров чаще всего происходит вследствие жесткой конкуренции и системы ценообразования арендных ставок. То, что многие после ухода из комплексов продолжают свое развитие, используя многоканальность продаж и точки в стрит-ретейле, говорит, в том числе, об устойчивости развития и востребованности среди своего покупателя.

Поиск новых решений и замещения вакансии – сейчас главенствующая проблема торговых центров. Большие надежды возлагаются на дизайнерское направление, которое по сути своей далеко от масс-маркета за счет ограниченного выпуска коллекций и ценовой политики. На формирование разветвленной сети любого нового бренда уйдет ни один год, а потерять покупателей торговый центр может за считанные месяцы. Быть может, настало время вспомнить «хорошо забытое старое»?