Вчера исполнилось ровно четыре месяца, как в России ввели ограничения из-за коронавируса. Все это время рынок коммерческой недвижимости находился в стадии полной неопределенности, и как долго этот период еще будет продолжаться – остается только гадать. Во всяком случае, в моем родном Екатеринбурге блокаду торговых центров и ресторанов продлили до 3 августа. Остается только развести руками и горько усмехнуться.

Разумеется, оценить влияние пандемии на бизнес отдельных компаний и на рынок в целом можно будет только спустя несколько месяцев, поскольку большое видится на расстоянии. Но определенные выводы уже напрашиваются.

Где в России не работают торговые центры, можно посмотреть здесь.




Все равны. Но некоторые - ровнее
В Екатеринбурге в ТЦ весь карантин работали только продуктовые супермаркеты, а также магазины, продающие электронное оборудование, средства связи и товары первой необходимости. И сейчас мораторий на работу непродовольственного ретейла не снят. Но на самом деле многие магазины одежды и обуви уже распахнули свои двери для посетителей. Например, магазин мультибрендовых аксессуаров «Рандеву». Непонятно, почему одним можно работать, а другим – нет. Не спорю, тот же «Рандеву» соблюдает все санитарные нормы. Но если дать вольную другим магазинам, они тоже будут принимать клиентов с соблюдением предписаний Роспотребнадзора.

Мы, как управляющая компания, представляем не только интересы собственников объектов коммерческой недвижимости, но и интересы арендаторов. И видим, что от коронакризиса пострадали обе стороны: и арендаторы, и арендодатели. Им очень трудно договариваться, когда бизнес летит в тартарары. Но мы садимся за стол переговоров и решаем проблемы, как партнеры. Нам важно, чтобы наши, проверенные временем, резиденты остались работать и после пандемии. Малые предприятия рискуют вообще не открыться после отмены карантина. Но не стоит забывать, что и собственники объектов, и управляющие компании сейчас несут огромные убытки.
Поэтому так важно находить компромисс. Что касается пересмотра договоров, то перед тем, как сделать этот шаг, мы оцениваем ущерб партнеров, и в каждом случае индивидуально определяем дальнейшие действия. Многие арендаторы, чтобы хоть как-то приспособиться к изменившемуся рынку, вступают в коллаборации с другими видами бизнеса. Все выживают как могут.

Но… слишком много вопросов о сложившейся ситуации, на которые мы сами пока не можем получить ответы. Главный из них – «почему?». Почему некоторые компании уже во всю ведут свою деятельность, а другие до сих пор загнаны под лавку. Но это вопрос, наверное, философский.


Как пандемия изменила ретейл, читайте здесь.




 Рынок покупателя с деньгами
Теперь несколько слов о будущем – как я его вижу. В кризис инвестиционный спрос на коммерческую недвижимость традиционно снижается. Но первые 4-9 месяцев с момента достижения рынком самого пика кризиса – это традиционно золотое время инвестора, когда представляется уникальный шанс купить качественный недооцененный объект за минимальную цену. Лучшие объекты приобретаются именно в кризис.

Но инвестору на нашем рынке сейчас надо быть особенно внимательным при выборе объекта. Цена – далеко не единственный фактор при принятии решения о сделке. Стоит также оценить перспективы объекта, заглядывая в будущее. До конца года мы ожидаем стагнацию на рынке коммерческой недвижимости, в том числе и торговой. А далее - постепенное восстановление баланса. После стабилизации экономической ситуации стоимость коммерческой недвижимости в национальной валюте существенно увеличится, что позволит обеспечить короткий срок окупаемости актива.

Но нынешний кризис особенный – существует вероятность повторного раунда ограничений, что внесет свои коррективы в темпы восстановления экономики. Надеюсь, правда, что «чаша сия нас минует». В любом случае, этот кризис приведет к существенному переформатированию всех сегментов рынка. Знать бы только, в какую сторону.

Как до пандемии выглядел рынок торговой недвижимости Екатеринбурга, читайте здесь.