Ожидается, что общий объем отправленных на экспорт из России посылок в этом году вырастет на 53% и составит 15,7 млн штук. Примерно 69% отправлений придется на интернет-магазины. Но в деньгах самым эффективным каналом трансграничной торговли для среднего и малого бизнеса останутся маркетплейсы — по прогнозу, в 2019 году объем их экспортной онлайн-выручки достигнет $548 млн (67% от всего рынка розничного онлайн-экспорта).



По данным аккаунтов на eBay, число розничных онлайн-экспортеров, торгующих через маркетплейс, растет: за последний год их количество увеличилось на 14% и приблизилось к 30 тыс. Самыми активными из них являются предприниматели из Москвы (22,3%), Петербурга (12,6%) и Московской области (7,2%). При этом в 2019 году Петербург стал регионом с самым высоким экспортным индексом (209) и обошел по показателям Москву (179), которая была лидером прошлого года.

Почему все без ума от маркетплейсов читайте здесь.



Согласно статистике, наиболее перспективным направлением экспорта для малых и средних предпринимателей является дальнее зарубежье. Почти половина оборота предпринимателей, торгующих через eBay, приходится на США (47%). Также в пятерку лидеров входят Великобритания (6%), Германия (5,5%), Канада (4%) и Австралия (3%).

Среди стран СНГ по выручке лидируют Беларусь (21,8%) и Казахстан (12,9%), а среди стран дальнего зарубежья лидером остаются США (20,4%). Эксперты поясняют, что крупные интернет-магазины ориентируются преимущественно на страны Таможенного союза — создают экспортную инфраструктуру, которая потом позволяет осваивать дальнее зарубежье.



Основная выручка от экспортных заказов в 2019 году приходится на категорию «мода» (39%). В топ-3 также входят «коллекционные товары» (15%) и «электроника» (12%). А максимальный рост по выручке показывают категории «автозапчасти» (с 4% в 2018 году до 8% в 2019-м) и «мода» (с 33% до 39%).

Об экспортных перспективах российских продавцов читайте здесь.



Эксперты подчеркивают, что увеличение числа предпринимателей, торгующих за рубеж, и общее развитие розничного онлайн-экспорта привели к формированию нового рынка услуг для среднего и малого бизнеса. За последние 3 года спрос на предложения компаний, осуществляющих сервисное, консалтинговое и логистическое сопровождение при работе с маркетплейсами, вырос почти в 3 раза. К этому привела нехватка информации у предпринимателей — и у тех, кто уже продает за рубеж, и у тех, кто только собирается это делать.

Маркетплейсы остаются главным экспортным каналом для малого и среднего бизнеса. Основными драйверами роста рынка в следующем году могут стать упрощенная процедура подтверждения НДС 0% для розничных экспортеров, которая вступит в силу с 1 апреля 2020 года, а также увеличение количества экспортеров из регионов и дальнейшее развитие логистических продуктов. Сейчас более 40% экспортных отправлений продавцов eBay совершается из Москвы, Московской области и Петербурга, но растет и доля регионов: в первую очередь у Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей. Но, чтобы потенциал нашего рынка раскрылся и достиг показателей Запада, нужно развивать логистические сервисы, решать вопрос реимпорта, а главное — включить экспорт в стратегию развития бизнеса российскими средними и малыми предпринимателями.

Интервью с Ильей Кретовым читайте здесь.



На наших глазах за несколько лет появился новый рынок: розничный онлайн-экспорт товаров из России. Он вырос незаметно, как бы сам собой, но на данный момент кормит многих людей. Это не только большие площадки, как eBay и Amazon, но и десятки тысяч небольших продавцов, часто даже самозанятых, имеющих домашнее производство. Сюда также входит множество крупных магазинов, которые видят для себя новую рыночную нишу в соседних странах, и немалое количество сервисных компаний, помогающих экспортерам выходить на внешние рынки и интегрироваться с площадками. Логистические и платежные компании, которые обеспечивают транспортировку и оплату товаров, также помогают формированию рынка розничного онлайн-экспорта. Этот новый рынок на самом деле помогает интеграции России в международные торговые потоки.

Объемы рынка мировой и российской электронной торговли стремительно растут — по прогнозам, к 2022-2024 годам глобальный рынок превысит $5 трлн, внутренний — $3-4 трлн рублей. Для нас такая динамика имеет особенное значение, поскольку «Почта России» как логистический и почтовый оператор с интеграцией и электронным обменом данными с ФТС доставляет порядка 95% посылок из зарубежных интернет-магазинов. В этом году мы рассчитываем, что доля нашего международного бизнеса составит 20% от общего оборота компании — с перспективой выйти через несколько лет как минимум на 50%. Мы работаем над тем, чтобы были сняты барьеры в цифровой торговле российскими товарами на зарубежных рынках, что позволит потенциально увеличить объем экспорта в 10 раз.

Дискуссию о перспективах транзитного рынка онлайн торговли читайте здесь.



В I квартале 2019 года экспортное направление в Ozon — без учета категории книг, которая традиционно сильна в нашем экспорте, — выросло в деньгах в 2,8 раза относительно того же периода в 2018 году. Если 20 лет назад русскоговорящие клиенты Ozon в Австралии, Канаде, Японии и других странах покупали на Ozon книги, то в 2019 году они, а в некоторых случаях и их дети — могут заказать на Ozon почти все. Мы возим за пределы России 14 товарных категорий. За счет расширения ассортимента мы видим рост среднего чека и частоты покупок — это и есть основной драйвер наших продаж в текущий момент. Отметим, что, несмотря на неплохой выбор товаров за рубежом, онлайн-покупатели ценят возможность заказывать из России — так, продажи детских товаров и товаров для красоты растут на 400% год к году, FMCG-категория — на 350%. В 2020 году помимо дальнейшего расширения ассортимента мы сделаем акцент на наращивание логистической инфраструктуры, чтобы дать клиенту те же форматы и сроки доставки, что есть сегодня в России.

Я наблюдаю позитивное движение розничного экспорта, наши клиенты в 2019 году уже продавали в 96 стран мира. Прекрасная тенденция! Но пока успехи российских экспортеров носят точечный характер. В основном это разовые сделки, иногда удачное попадание в очень узкую нишу с несколькими товарными категориями. Причина в том, что система торговли нашей страны никогда не была ориентирована на розничный экспорт — в основном на промышленно-сырьевой. Для развития розничного экспорта предстоит решить еще целый ряд организационно-управленческих и законодательно-нормативных задач в масштабах государства. Не стоит также забывать, что сейчас как никогда высока конкуренция на мировом рынке товаров легкой промышленности и массового потребления. И требования к стоимости, актуальности и качеству товаров, скорости доставки запредельные. Это вызов.