На этой неделе стало известно, что логистическая компания «СДЭК», работающая на рынке перевозки грузов, товаров, деловой корреспонденции с 2000 года, вышла на рынок e-commerce. Логист решил запустить свой маркетплейс «СДЭК.Маркет», работающий по аналогии агрегаторов AliExpress или ebay. То есть любое юрлицо, включая индивидуальных предпринимателей, может использовать онлайн-площадку для продажи своих товаров.
На площадке «СДЭК.Маркет» представлены практически все категории товаров — от электроники и бытовой техники до эротического белья и наборов для БДСМ. Однако в настоящее время большая часть разделов пока не заполнена. Среди существующих партнеров-продавцов встречаются небольшие региональные компании.
Бум — это по-нашему
2017 и 2018 годы стали знаковыми для российского рынка e-commerce. Появилось несколько крупных маркетплейсов: сразу два создали Сбербанк и «Яндекс» — «Беру» для работы на внутреннем рынке и Bringly для трансграничной торговли.
Mail.Ru Group запустила маркетплейс для продажи китайских товаров Pandao. И, кстати, в течение 2 месяцев ожидается закрытие сделки по созданию совместного предприятия AliExpress Russia для работы в России с СНГ: с одной стороны—Российский фонд прямых инвестиций, «Мегафон» и Mail.ru, с другой —Alibaba Group.
Alibaba Group внесет в СП текущий бизнес AliExpress в России и российскую часть площадки Tmall, а Mail.ru Group—маркетплейс Pandao, денежные средства и дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.ru Group.
Российский ретейлер бытовой техники и электроники «М.Видео» запустил маркетплейс Goods. Социальная сеть «Одноклассники», кстати, первой среди соцсетей в России запустила свой маркетплейс с товарами из Китая. Банк «Хоум Кредит», выпускающий карты рассрочки, тоже запустил свой маркетплейс, где представлены товары крупнейших российских ретейлеров.
Некий аналог марктеплейса планирует открыть и Киви банк, выпускающий карты рассрочки «Совесть». «Мы думаем над созданием поисковой системы рассрочки. Со своим интерфейсом и технологией поиска по точке продажи, товару, сумме рассрочки. Изначально это будет поиск только по предложениям наших магазинов-партнеров, но в будущем не исключено, что данное решение позволит осуществлять поиск по всем поставщикам рассрочки на рынке», - говорит руководитель проекта «Совесть» Олег Ряженов-Симс.
Но это еще не все! К середине 2019 года онлайн-ретейлер Ozon планирует запустить маркетплейс услуг и сервис доставки еды. На текущий момент к сервису подключились более 200 партнеров, среди которых в том числе крупные ресторанные сети, такие как «Тануки», рестораны «Менза» и «Одесса Мама».
Кроме того, ориентировочно в 2020-2022 годах в России заработает маркетплейсLoop, который создают глобальные корпорации в сегменте FMCG, среди которых Procter&Gamble, Nestle, PepsiCo, Mondelēz International, Danone.
О запуске маркетплейса было объявлено в январе этого года на Всемирном экономическом форуме в Давосе. На площадке будет продаваться фирменная продукция в упаковке, пригодной для переработки и вторичного использования. Таким образом производители хотят привлечь внимание общественности и бизнеса к тому, что одноразовая тара наносит вред окружающей среде. В этом году интернет-площадка заработает во Франции и США, а в 2020 году — в других странах.
Рекорд, еще рекорд
Рынок онлайн-торговли — один из самых быстрорастущих сегодня в России, поэтому не удивительно, что в этом сегменте появилось столько игроков. Исследовательская компания Data Insight прогнозирует, что при сохранении существующих трендов на рынке онлайн-торговли его объем вырастет к 2023 году более чем в 2 раза по сравнению с 2018 годом и составит 2,4 трлн рублей (без учета продаж услуг, готовой еды, билетов, гостиниц, покупок, игр). «Если 5 лет назад этот рынок рос на 100 млрд рублей в год, то в 2018 году он вырос по сравнению с 2017-м на 185 млрд рублей», — отметили в компании.
В мире маркетплейсы уже перевернули структуру рынка розничной торговли. Так, самый дорогой ретейлер в мире Amazon уже занимает более 50% рынка онлайн-торговли в США. В Китае 30% непродовольственного ассортимента продается в интернете, из низ 80% приходится на долю Alibaba. Для сравнения, в России на долю интернет-торговли приходится примерно 3% (1,1 трлн рублей) от общего оборота розничной торговли (более 31 трлн рублей).
"Но динамика интернет-продаж в России ошеломительная. Рост продаж в онлайн-канале значительно опережает продажи в офлайн-рознице. В онлайн-торговлю верят и поставщики, и производители. ИКЕА, запустившая интернет-магазин в России в конце 2017 года, отчиталась, что в 2018 году у нее через онлайн-канал было продано товаров на 8 млрд рублей. Это феномальные цифры", - отмечают аналитики ИА INFOline.
Однако эксперты считают, что российские бизнесмены пытаются запрыгнуть в уходящий поезд. Рынок онлайн-торговли в России захватит Alibaba Group. Китайская компания инвестировала более 500 млн рублей в логистическую инфраструктуру и около 2 млрд рублей в IT в России. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году из 290 млн трансграничных отправлений 91% пришелся на посылки из Китая. Сейчас AliExpress.com (входит в Alibaba Group) - самая популярная интернет-площадка с китайскими товарами у россиян по числу заказов. Ранее АКИТ давал прогноз, что по итогам 2018 году, объем выручки от продаж российским покупателям через AliExpress составит 212 млрд руб.
Возможно, уже сейчас AliExpress занимает первое место по продажам в интернете в России. При подсчете рынка онлайн-торговли, его не учитывает ни одна исследовательская компания.
Лидер продаж в онлайн-торговле
Лидером по количеству заказов в интернет-магазинах является одежда и обувь. Если анализировать топ-1000 интернет-магазинов по количеству заказов, то одежду, обувь и аксессуары заказывали на 125 онлайн-площадках. Среди первых 100 тыс. интернет-магазинов (по посещаемости) около 9 тыс.торгуют одеждой и обувью. Первое место в сегменте fashion занимает Wildberries. По оценке Data Insight, в 2017 году в этой компании было сделано 35 млн заказов одежды и обуви, по итогам 2018-го —уже 61 млн, всего в прошлом году было оформлено 86 млн заказов в этой категории.
Оборот маркетплейса market.homecredit.ru за 2018 год составил 1,5 млрд рублей (сервис запущен в середине 2017 года). Среднемесячный темп прироста выдач в 2018 году составлял 15%, сообщила пресс-служба банка «Хоум Кредит».
В настоящее время на площадке банка представлено более 36 тыс. товаров разных категорий в рассрочку от 28 партнеров. И банк постоянно увеличивает число партнеров. Ежемесячно на сайт заходят 230 тыс. уникальных пользователей, еще 90 тыс. пользуются мобильным приложением. Чаще всего это клиенты в возрасте 27-35 лет с уровнем доходов от 45 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц. 35% клиентов проживают в Москве и Петербурге, остальные — в регионах.
«Маркетплейсы в рассрочку—это ключевая тенденция развития рынка e-commerce во всем мире. Клиенту удобно и выгодно покупать товары, собранные на одном сайте, тем более когда их можно приобрести в рассрочку. Уверен, что в этом году мы приблизимся к середине списка топ-100 крупнейших интернет-магазинов России по обороту», —говорит Богдан Шевченко, директор департамента интернет-проектов банка «Хоум Кредит».
Если говорить о тенденциях на рынке маркетплейсов, то эксперты выделяют две основные. Во-первых, наблюдается укрупнение этих площадок: растет число крупных компаний-производителей, продающих свой товар через маркетплейсы. Во-вторых, на этих интернет-площадках все больше продается товаров от производителей малого и среднего бизнеса.
Сейчас в России происходит очередная трансформация ретейла, в этот раз рынок меняется из-за интернет-продаж. Но она произойдет еще раз, когда начнут активно работать маркетплейсы. Это будет революция в ретейле. Мы повторим судьбу зарубежных стран. Это произошло уже и в США, и в Китае. Мы видим, что там маркетплейсы (на примере Amazon и Alibaba) сносят все интернет-магазины в хлам.
Российские бизнесмены упускают последний шанс закрепиться на рынке маркетплейсов. И я думаю, что Alibaba сметет наш рынок. У них уже в России 20 млн активных пользователей (те, кто хотя бы раз в год делает покупки). И здесь даже не вопрос денег, лобби или еще чего-то, тут дело в высочайших технологиях.
Если последние 3-5 лет консолидация рынка шла за счет финансового превосходства, и ускоренно развивался и занимал долю рынка тот, кто имел деньги, то сегодня для захвата рынка надо иметь технологическое превосходство. И у Alibaba оно как раз есть. У них запущен великолепный сервис, в том числе, и в России – поиск товара по картинке (на основе нейросетей). Я сфотографировал дочку куртки и за доли секунды мне сайт выдал огромное количество вариантов такой же куртки или очень похожей. И купить я могу нажатием одной кнопки. Это просто фантастика. Мало иметь такую технологию, к ней должен быть привязан колоссальный каталог товаров, а у Alibaba, если не ошибаюсь, более 20 млн активных SKU.
«Юлмарт» пытался повторить судьбу Amazon, акционеры инвестировали в инфраструктуру, сайт. И, наверное, если бы Сбербанк и Яндекс договорились бы с «Юлмартом», то на этой тройке можно было бы построить российский если не Amazon, то Alibaba точно. И тогда был бы российский аналог по отношению к зарубежным игрокам. Но, к сожалению, не договорились. И в результате Сбербанк и Яндекс запустили проект «Беру» с большими инвестициями и амбициями. Но у них нет инфраструктуры, ее надо строить, на это уйдут годы. А это упущенное время.