Суммарные обороты мирового рынка электронной торговли за 2018 год перевалили за $2,8 трлн, что равно суммарному ВВП 100 беднейших стран. Эти покупки образуют товарный поток 28 млрд посылок. Поэтому вопрос качественной и оперативной доставки товаров покупателям актуален сегодня как никогда. На что готова Россия в борьбе за транзитный рынок онлайн-торговли? Этот вопрос вчера обсудили участники рынка e-commerce на ПМЭФ-2019.
Транспорт и логистика — это косвенная система электронной коммерции. Для того чтобы справиться с нарастающим потоком посылок, в первую очередь необходимо расширить и пересмотреть магистральные транспортные коридоры. Один из них — проект «Один пояс и один путь», который запустили несколько лет назад между Европой и Китаем. За последний год объем перевозок по нему увеличился на 13,4%. И в перспективе отложенный спрос со стороны европейских и азиатских потребителей усилит этот рост. Россия занимает стратегически значимое географическое положение на пути движения товаров Китай — Европа — Китай. И вопрос сейчас не в том, что Россия может от этого выиграть. А в том, что она должна многое сделать для развития этого проекта. Безусловно, развитие транзитного потенциала России позволит поддержать и нарастить экспортный поток отечественных товаров на международные рынки и наоборот.
Китай много возит товаров в Европу. А Россия — в середине этой транзитной системы. Потенциал развития торгового пути Китай — Европа — Китай через Россию огромен. Но без грамотной политики со стороны наших государств и нормального законодательства раскрыть его будет очень нелегко. Никто из нас не справится с задачей в одиночку. Здоровую экосистему можно построить только сообща. Поэтому наши страны должны развивать сотрудничество и в плане технологий, и в плане политического взаимодействия. В Китае очень активно развивается интернет-торговля. Да и Россия входит в пятерку стран, которые оказывают на ее развитие самое большое влияние. В 2018 году россияне совершили в Китае онлайн-покупки на $107 млрд. А через пару лет, по прогнозу, оборот этих транзакций достигнет $200 млрд. Для развития онлайн-торговли нужен фундамент. Нужно упростить много барьеров: в таможенной сфере, в системе совершения платежей. Тогда все участники процесса смогут получить большую выгоду.
Сегодня e-commerce составляет 12% от мировой розничной торговли. Через 2 года его доля достигнет 18%. Причем на Европу и Азию приходится половина объема мировой электронной торговли. А в таких странах, как Китай и Великобритания, доля e-commerce превышает оборот стационарной торговли.
Россия занимает важное место на этом рынке. Импорт товаров в нашу страну в 2018 году составил $70 млрд. Из них 70% пришли из Европы и Китая. Для сравнения: транзитные потоки товаров из Европы в Азию уже достигли $180 млрд в год. Но доля России в этом транзите пока составляет всего 1,5%. И это проблема, над которой нам всем стоит хорошенько подумать. Почему так происходит? И как можно эту долю увеличить?
«Почта России» — крупнейший логистический оператор страны. И наша задача — стать глобальным логистическим оператором между Азией и Европой, который замкнет на себя и транзит, и импорт. Это задача максимум. Что для этого надо сделать?
Во-первых, увеличить количество точек присутствия. Сейчас их 1,5 тыс. по всей России. Плюс в этом году мы открыли филиал в китайском Шень-Жене. Это позволит резко увеличить скорость доставки товаров из Китая в Россию и обратно. И обеспечит наш контроль за перевозками. Такие же филиалы «Почты России» уже работают в Берлине, Сингапуре, Японии и США. И результат их работы налицо. Если год назад товары из той же Японии в Европу шли минимум 60 дней, причем в основном по морю, то сейчас благодаря включению в логистическую цепочку российских железных дорог срок доставки сократился в 3 раза. Мы уверены, что работа с Китаем принесет не менее серьезные плоды.
Во-вторых, надо развивать логистическую инфраструктуру внутри страны. В ближайшие 2 года мы полностью обновим сортировочные центры и центры исполнения заказов. Внедрим там новые технологии. Процесс уже запущен. В-третьих, нужна интеграция «Почты России» с ведущими игроками рынка e-commerce — глобальными маркетплейсами и агрегаторами. Мы хотим быть максимально гибкими и создать глобальную логистическую платформу, доступную для всех игроков этого сектора. Мы уже занимаемся интеграцией с европейскими и азиатскими партнерами. Недавно подписали с Alibaba меморандум о взаимоотношениях — договорились обмениваться данными о покупках (что должно положительно повлиять на скорость, качество и прозрачность транзакций), а также договорились о сотрудничестве в области логистики. Мы подстраиваем свою логистическую систему под требования наших партнеров, не только Alibaba, но и других площадок (Ozon, «Яндекс», Lamoda) — их уже десятки. Наша задача — сделать для них систему продвижения товаров максимально удобной. Но для этого необходимо сотрудничество и постоянный обмен информацией между всеми участниками процесса.
Некоторое время назад основатель Alibaba Джека Ма сформулировал стратегическую задачу развития компании. Звучит она так: китайские товары должны доставляться в любую точку мира за 72 часа. Чтобы ее решить, и была создана платформа Cainiao Network. Мы стремимся к обозначенной цели. Но пока, увы, натыкаемся на множество проблем: с пересечением границ, с платежами и таможнями. Взаимодействие с Россией может здорово помочь в решении этого вопроса. В России много потенциальных покупателей китайских товаров, которые пока не охвачены, и много производителей, чьи товары могут быть интересны китайским потребителям. В России есть инфраструктура для быстрых перевозок. Но не хватает логистических решений, чтобы эта инфраструктура заработала в полную силу. Эти решения надо искать. И мы пытаемся. В прошлом году с «Почтой России» договорились использовать для транспортировки товаров железную дорогу. Возим таким образом как большие, так и малые грузы — это уже достижение. Но для прогресса нам нужен более тесный контакт с российскими партнерами. И нужен персонал, который будет работать с грузами в России по всей цепочке доставки.
Что важно для тех, кто покупает товары online? Прежде всего удобство выбора и платежа, ассортимент, цена, а также скорость и удобство доставки покупки. Из этого следует, что на рынке будут побеждать те компании-продавцы, которые сфокусируются на технологиях и развитии инфраструктуры.
У нас на платформе представлено 200 млн наименований товаров. Что мы заметили, анализируя их продажи? Во-первых, внимание покупателя к низким ценам снижается, а к качеству выполнения заказа, наоборот, растет. Во-вторых, курьеров для прохождения «последней мили» продавцы нанимают все реже, зато растет число постаматов и пунктов выдачи, куда покупатели могут прийти за товаром самостоятельно. Думаю, что по этой причине крупные игроки, обладающие капиталом, будут развивать свои логистические мощности. Но и услугами провайдеров они гнушаться не станут. Если та же «Почта России» создаст инфраструктуру, наверняка все игроки получат к ней доступ. А какая модель работы — через провайдера или собственную сеть — будет эффективнее, покажет время.
Еще интересный факт — мы видим, что в трансграничной торговле идет повышение среднего чека. Это значит, что покупатель стал брать на маркетплейсах более качественный товар. А чем дороже товар, тем важнее качество логистики. Если почтовые решения для доставки товара из Азии в РФ есть и они хорошо работают, то таких решений для доставки товаров из Европы или Турции — нет. А мы очень заинтересованы в развитии этих каналов.
Интервью с Максимом Гришаковым читайте здесь
Выручка нашей компании в прошлом году выросла на 73% — мы выполнили 15,5 млн заказов. Между тем рынок e-commerce за тот же период вырос на 25%. Получается, что Ozon растет в 3 раза быстрее рынка. И мы планируем этот темп не только удержать, но и нарастить. Мы развиваем все каналы доставки (важно дать покупателю возможность выбрать то, что ему удобнее) сами, а также с партнерами, в частности с «Почтой России», которая становится профессиональным оператором для рынка e-commerce. В Москве 20% поставок товара мы уже осуществляем через постаматы и параллельно тестируем курьерскую доставку (у «Почты России» большой объем перевозок, и возят они быстро). Перспективы видим в развитии маркетплейса, который недавно запустили, а также в развитии финансовых сервисов — в предоставлении капитала продавцам. Но пока мы сконцентрированы все же на чистом e-commerce. А все остальные возможности считаем факультативными. Хочу напомнить, что рынок e-commerce сейчас составляет 5% от розницы в России. Но при нынешних темпах роста через 2-3 года утроится. Мы чувствуем, как этот рост сдерживает развитие нормальной логистики. Поэтому приветствуем внимание к этой теме и надеемся на развитие инфраструктуры и технологий в этой области.
Казалось бы, что общего между модой и логистикой. Но связь прямая. Эффективно продавать модные вещи, не имея грамотной логистической инфраструктуры, не получится. Поэтому наша компания инвестирует большие капиталы в развитие логистики. Когда речь идет о трансграничной торговле, возникает вопрос кооперации и сотрудничества. Уверен, что можно активнее использовать возможности тех же маркетплейсов для представления российских товаров за рубежом. Нужно учиться друг у друга и интегрировать лучшие идеи для развития интернет-торговли. Раздвигая границы, мы стимулируем инновации.
Здесь сегодня в основном говорят об импорте. А я хотел бы сказать об экспорте российских товаров. Этот рынок растет на 40% в год. Сейчас он составляет 1,7 трлн рублей в год. Но при таких темпах развития скоро увеличится на порядок. Пока в экспорте российских товаров задействован только 1% отечественных компаний. Хотя в Европе и Азии есть страны, где импортерами являются до 20% предприятий. Нам есть к чему стремиться. Ведь это не только сырьевые компании, но и другие производители, в том числе малый и средний бизнес.
Нам есть что продать, но мы не знаем, как это сделать. Зарубежный покупатель ждет от продавца бесплатной доставки, ждет, что срок исполнения заказа не превысит 2 дней, что ему дадут возможность беспрепятственно вернуть товар в течение месяца, если он этого захочет. Очень нелегко соответствовать этим условиям. У продающей стороны должны быть внешние склады для хранения товара в Европе и Азии. И эту инфраструктуру предстоит развить. Но развитие экспорта сдерживает не только логистика. Также есть пока нерешенная проблема возврата НДС при продаже товаров через маркетплейсы. Власти сейчас над ней работают. И мы надеемся, что уже в этом году появится соответствующий норматив, который позволит экспортерам возвращать НДС и развиваться быстрее.