«Сейчас, чтобы доставить все сделанные онлайн-заказы, по Москве должны ехать 1 млн курьеров. Ни у кого таких возможностей нет», — заявила Ольга Архангельская, партнер EY, выступая на онлайн-конференции «Экономика вируса. «Черный лебедь» в шкуре медведя».
Как введение жесткого карантина с запретом выходить из дома и необходимость получать специальные пропуска отразятся на работе служб доставки, читайте здесь.
Опрошенные MarketMedia игроки рынка доставки подтверждают: на фоне коронавируса и «выходной» недели спрос на доставку продуктов стремительно растет. «Мы предполагали рост спроса в 2-3 раза, но он оказался выше ожиданий, — говорит Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods. — В начале месяца мы фиксировали рост в 4 раза, к середине — в 8 раз относительно обычного времени. В Москве он вырос в 20 раз, в регионах — в 10 раз».
В «СберМаркете» отмечают, что с 29 марта спрос на доставку продуктов вырос на 40%.
О том, насколько выросли курьеры в цене в марте, читайте здесь.
Выросла и нагрузка на доставщиков. По словам Григория Куниса, если до начала эпидемии курьеры были загружены на 87% и у них были паузы между заказами в течение дня, то сейчас, когда спрос вырос в 10-20 раз, персонал загружен на 100%. Как следствие, компания намерена увеличить штат доставщиков в течение 2 недель до 3200 человек, дополнительно наняв 1200 закупщиков и 800 курьеров. «На эти меры приходится идти, чтобы без задержек доставить продукты людям, которые в них нуждаются на карантине или в самоизоляции», — говорит Григорий Кунис.
По данным пресс-службы «СберМаркета», сегодня с компанией сотрудничают примерно 2500 сборщиков и курьеров. В марте были дополнительно взяты на работу еще более 600 человек, что позволило увеличить ежедневное количество заказов на 2 тыс., до 7300-7500 в день к концу марта, сообщили в компании. «Сейчас все курьеры и сборщики загружены на 100%. Мы продолжаем активно расширять команду и ставим цель увеличить количество сборщиков и курьеров в апреле до 10 тыс., чтобы каждый день доставлять по 15 тыс. заказов», — сообщают в компании. На увеличение штата планируется потратить 15 млн рублей.
Заказы покупателям Wildberries из Московского региона доставляют около 630 курьеров компании. При этом курьерская служба работает в обычном режиме: как и прежде, большую часть заказов покупатели получают уже на следующий день, говорят в Wildberries. Существенного изменения количества заказов с переходом на «выходную» неделю там не заметили.
О том, как глава Wildberries Татьяна Бакальчук объяснила свой призыв к продуктовым сетям закрыть магазины и перевести продажи в Интернет, читайте здесь.
Курьеры в службе «Самокат», а их более 2 тыс. в Москве и Петербурге, работают без переработок, отмечают в компании. «И у нас не менялись нормативы по весу одной доставки, времени или количеству доставок для одного курьера», — отмечает Вячеслав Бочаров, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат».
Многим цифра 1 млн курьеров показалась завышенной даже с учетом выросшей нагрузки. Но не зная подробностей расчетов, комментировать ее отказались. Тем более что проблем с поиском и наймом персонала никто из опрошенных участников рынка не видит. «Из-за коронавируса высвободилось большое количество персонала в других отраслях экономики. Сервисы доставки сейчас растут наиболее активно, в условиях нестабильности это вариант стабильной работы», — поясняет Григорий Кунис.
Не видят проблем и в «Самокате». Здесь персонал ищут через рекрутинговые сайты, промокампании в местах открытия дарксторов и рекомендации действующих сотрудников. Как и многие службы доставки, «Самокат» в конце прошлой недели предложил владельцам торговых центров, развлекательных учреждений и кафе в Москве и Петербурге не увольнять людей, а отправить их к ним на временную работу. «Уже есть компании, заинтересованные в таком сотрудничестве», — заявили в «Самокате» без уточнения названий.
«Некоторые люди переходят из других сфер, — подтверждает Григорий Кунис. — Например, в общепите и туризме сейчас кризисная ситуация. Мы предлагаем работодателям временно подхватить их сотрудников». Здесь также используют разные рекрутинговые каналы: работают с подрядными организациями, пишут в социальных сетях и СМИ, что набирают курьеров и закупщиков.
В Wildberries запустили сайт всемработавб.рф для помощи в трудоустройстве россиянам, которые потеряли работу из-за вынужденного карантина на предприятиях. Как уточнили в компании, соискателям предлагают как постоянные, так и временные вакансии в курьерской службе, распределительных центрах, пунктах выдачи заказов и в центральном офисе. «Мы предлагаем и другим компаниям также разместить здесь свои предложения о свободных рабочих местах», — сообщает пресс-служба маркетплейса.
С распространением коронавируса мы действительно наблюдаем всплеск спроса на курьеров. В первую неделю самоизоляции количество запросов на подбор курьеров выросло в 1,5 раза. Спрос на доставку, по разным подсчетам, вырос в 4 раза. И хотя рестораторы говорят о том, что онлайн-доставка дает в среднем около 20% прибыли и не может по-настоящему помочь их бизнесу в сложившейся ситуации, они, как и ретейлеры, стараются в кратчайшие сроки наладить процессы — всем нужны курьеры. Компании готовы платить им на 10-20% больше, чем в обычное время. Проблема предсказуема в том, что еще до кризиса синих воротничков, к которым и относятся курьеры, не хватало. Работа, связанная с постоянными передвижениями по городу (еще и в холодное время года — с осени до середины весны), не казалась соискателям привлекательной. Сейчас ситуацию усугубляет тот факт, что работа курьером может ассоциироваться у кандидатов с повышенными рисками для здоровья.
Что делают работодатели в такой ситуации:
1. Обращаются к кадровым компаниям. Провайдер может найти персонал, в том числе временный, в кратчайшие сроки за счет того, что у него есть опытные рекрутеры и собственная кандидатская база — контакты специалистов, которые уже показали свою компетентность на похожих проектах. К тому же провайдер берет на себя вопросы кадрового делопроизводства и контроля над сотрудниками.
2. Расширяют кандидатский пул. Рекрутеры обращаются не только к тем кандидатам, которые указывают должность курьера как желаемую позицию, но и к соискателям без опыта работы, не только к синим, но и к белым воротничкам, которые давно находятся в поисках работы.
3. Переориентируют штатных сотрудников. Компании направляют в отдел доставки работников залов (из кафе, ресторанов, магазинов) — всех, у кого в условиях карантина снизилась нагрузка. Это решение позволяет сохранить штат и адаптироваться к меняющимся условиям.
4. Организуют рекламные кампании. Контекстная реклама, посты с вакансиями в социальных сетях (с обязательным информированием не только о задачах и уровне вознаграждения, но и о мерах защиты курьеров — бесконтактная доставка, выдача масок, перчаток, антисептиков) помогут создать кандидатскую воронку. В условиях карантина соискатели проводят больше времени в Интернете, и вероятность того, что они увидят сообщение, повышается.
5. Оптимизируют процессы, чтобы повысить продуктивность каждого сотрудника. Так, чтобы один курьер мог выполнить большее количество заказов (по некоторым подсчетам, в 2,5 раза), ему предоставляют средства передвижения — скутеры, грузовые электровелосипеды. Сейчас компании могут взять этот транспорт в аренду для пеших курьеров. 6. Ищут партнеров на рынке. Например, компании договариваются принять на работу высвобождающийся персонал.
В подготовке материала принимала участие Наталья Ковтун