В Сети из уст в уста, из поста в репост передают колонку основательницы сети детских кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой на сайте Forbes. Заголовок звучный — «Нам осталось несколько недель». Разумеется, речь идет про выживание бизнеса в период разгула коронавируса.

Градус колонки высок — чувствуется нерв и надрыв. Основные постулаты текста таковы: мир не будет прежним. Умрет любимая кофейня за углом, детский клуб, фитнес. Те, кто подал на банкротство, падут жертвами проверок, кто сокращает людей — пойдут на каторгу.

Разорятся 3 млн предпринимателей. У самой Анастасии 50 детских кафе по России. В Москве было 33 кафе «АндерСон». Из них пять уже закрыты.

Анастасия раздает рецепты всем: правительству, предпринимателям, коллегам. Массовый тренд реакции на колонку Анастасии в Сети — эмоционально сочувствовать. Я тоже сначала поддался общему настрою, но потом решил посмотреть на ситуацию шире.

Я не знаком с самой Анастасией. Но я сталкивался в конкурентной борьбе с сетью «АндерСон», когда развивал продажи в «Кидбурге» в 2016 году. По темпам развития «АндерСон» мы понимали, что новые открытия финансируются не из операционки. Где-то приходится занимать, чтобы оплачивать амбициозные открытия. Нас удивляли и методы конкуренции: смелая ценовая политика, граничащая с демпингом; агрессивная риторика в адрес конкурентов, широта «раскинутых сетей» в поисках клиентов. Мне кажется, это была игра ва-банк.

Есть такая стратегия — быстрый захват доли рынка. Чтобы ее применять, надо опираться на фундаментальные знания. А они говорят: инструмент доступен только крупным финансово крепким компаниям. В долг такую стратегию не реализуют. Риски велики. Зато эффект виден сразу.



Не знаю, говорили ли об этом Анастасии. Даже если нет, то основательница сети «АндерСон» умна, могла и сама догадываться. В этом смысле предприниматели делятся на три категории: а) не слушают чужих советов и не заказывают их, б) слушают совет, но не применяют, в) получают совет и делают.

Первые две группы самые многочисленные. Я отчасти тоже в их числе. Еще в 2005 году профессор Михаил Карлик из ИМИСП рассказывал на курсах «Финансы для нефинансистов», что прибыль не надо тратить сразу, а раскладывать по фондам. В последние годы об этом много говорили те, кого принято называть «инфоцыганами».

Действительно, не все из них заслуживают доверия, но инструмент от этого не становится хуже: отложить часть прибыли в фонд безопасности, часть — в фонд развития, часть — в фонд покупки идей, что-то — в фонд рекреации. Если бы мы это начали делать сразу как услышали — сегодня чувствовали бы себя увереннее. Нас бы не сковывал страх.

Вернусь к Анастасии. В прессе приводят данные о том, что годовой оборот сети «АндерСон» составлял не менее 2 млрд рублей. Это серьезная компания. И, значит, в ней должна была проводиться сессия стратегического планирования. А в рамках нее — SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон компании, опасностей и возможностей).

Неужели после кризиса 2008, 2013-2014 годов в SWOT-анализах компаний среди угроз не появились «падение курса», «политические риски»? Юристы называют чрезвычайными, то есть непредсказуемыми, причинами те, которые нельзя было ожидать. А все это можно было ожидать. Сложно было предсказать разве что одновременное появление вируса.

Чемоданы без ручки
Первые недели стали очищающими. Бизнесмены закрыли то, что давно тащили как чемодан без ручки: бросить жалко, тащить нет сил. Может, те пять закрытых ресторанов уже давно этого просили, сигнализируя финансовыми отчетами. У нас в квартале закрылся ресторан, который, несмотря на все усилия, генерировал убыток и никак не отбивал вложений. Если бы кризис не пришел, владелец тянул бы его сначала до футбольных баталий, потом до новогоднего ралли, и так бесконечно продолжая накапливать убытки.

Вероятно, что многие бизнесы не оправятся от удара. Не смогут перейти в онлайн и на удаленку. Просто в силу ограниченности мышления и отсутствия времени на раскачку.

Шанс спастись есть у всех. Но игрокам некоторых отраслей сложнее.

В красной зоне риска все офлайновые бизнесы, рассчитанные на широкую аудиторию:
— рестораны
— фитнес- и спортклубы
— кружки, допобразование и хобби
— магазины не первой необходимости
— ночные клубы и дискотеки
— театр, балет
— кинотеатры и развлекательные центры
— event-индустрия и продюсерские центры (организация мероприятий, концертов, семинаров, конференций)

 Люди сейчас не могут свободно выходить на улицу. Значит, под ударом бизнесы второй линии:
— поставщики ресторанов и кафе
— торговые центры, офисы и другая коммерческая недвижимость
— производители продуктов питания
— производители бутилированной воды

 Спад всегда бьет по логистике, производству расходников и материалов.

 Думаю, Анастасия права — без работы окажутся миллионы людей. Часть отправится в неоплачиваемый отпуск.

Чемоданы с ручкой
Кому текущая ситуация пойдет на пользу? Всем, кто заранее создал онлайн-инфраструктуру и поддерживает себя офлайном:
— коммуникации и связь (провайдеры Интернета и удаленных сервисов)
— рекламные агрегаторы и площадки («Яндекс.Директ», GAW, «ВКонтакте» и т.п.)
— онлайн-кинотеатры
— производители компьютерных игр
— доставка продуктов еды на дом
— такси и каршеринг
— производители медоборудования и медицинских расходников
— компании, решающие задачи в кибербезопасности
— обучающие курсы онлайн
— бизнес-тренеры
— специалисты по соцсетям
— программисты
— сервисы поиска и оценки персонала

Есть и хорошие новости. Рабочая сила подешевеет, а выбор кандидатов будет шире. Найдется работа и для тех, кто предложит бизнес-решения и технологии в новых условиях: консультанты, бизнес-тренеры, интернет-маркетологи. Просто не будет, но голодными не останутся.

Что делать? Структурировать задачи и структурировать поведение людей. Адаптировать продукты и бизнес-модель к новым условиям. Вкладывать в продвижение и рекламу.

Другие колонки Виталия Новикова можно прочитать здесь.