Почти 80% россиян, опрошенных аналитической службой HeadHunter, перешли на домашний режим работы из-за распространения в мире коронавирусной инфекции. Одна из особенностей нового режима работы — покупка продуктов и заказ еды онлайн. По словам Алексея Прыгина, исполнительного директора компании Topdelivery, в таких условиях может вырасти спрос на доставку еды и продуктов питания, а у интернет-магазинов — на бытовую химию и средства личной гигиены. Еще одним драйвером роста спроса вскоре может стать разрешенная онлайн-продажа безрецептурных лекарств, но все зависит от того, насколько аптеки или маркетплейсы готовы к этому всплеску. Остальные категории потребительских товаров, по его мнению, находятся в рамках обычных для этого времени года показателей. Делать покупки товаров, находясь в самоизоляции или работая из дома, можно начать разве что от безделья, иронизирует Алексей Прыгин. 

«Предметы первой необходимости и продукты пользуются повышенным спросом, остальные сферы не растут, — соглашаются в курьерской службе доставки СДЭК. — Наши показатели плановые: мы растем от января к декабрю, март показывает стандартный прирост. Дополнительных квот на курьеров нет, их число не увеличивали — покрываем спрос штатными силами».

Неравномерный спрос
Спрос на доставку еды и продуктов питания операторы этого сегмента онлайн-продаж подтверждают лишь отчасти. «Мы регулярно нанимаем новых курьеров, — говорит Игорь Рожков, директор по маркетингу сервиса «Самокат». — Это связано не только с растущим спросом на доставку продуктов, но и с расширением зоны покрытия сервиса в Москве и Петербурге. Только за прошедший месяц мы открыли 20 новых дарксторов». В «Яндекс.Еде» на запрос ММ о том, насколько вырос спрос на доставку и нужны ли для этого дополнительные кадры, не ответили.

В целом по стране спрос на курьеров с января по март вырос на 28%, свидетельствуют данные hh.ru. В Москве и Петербурге ситуация отличается. Так, по данным сервиса «Авито Работа», за период с 1 по 23 марта в Москве число вакансий увеличилось на 2,1%, что сложно назвать повышенным спросом. Косвенно это подтверждает и Гаяне Бреиова, владелица ресторана Gayane's (Москва), имеющего как собственную службу доставки, так и сотрудничающего с Delivery Club и «Яндекс.Едой». По ее словам, значительного увеличения заказов пока не наблюдается. И это касается как собственной доставки, так и партнерских служб. «Заказывают в основном постоянные гости», — говорит Гаяне Бреиова. Так как спрос не меняется, то и новые вакансии для курьеров не открываются, а следовательно, финансовые условия работы курьеров остались прежними.

А вот в Петербурге, по данным hh.ru, спрос в марте по отношению к январю вырос в 4 раза. «На текущий момент на российском рынке труда складывается очень интересная ситуация с курьерами: если в январе (с 1 по 24 января) текущего года 44% всех вакансий, опубликованных компаниями из отрасли гостинично-ресторанного бизнеса, общепита, кейтеринга, относились к Москве и 28% — к Петербургу, то в марте региональная структура изменилась. Теперь доля предложений о работе от петербургских компаний составляет 39%, от столичных — 23%», — говорит Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу. 

Пиковые предложения
Если спрос на курьеров в марте растет неравномерно, то зарплатные предложения для соискателей точно увеличились и в Москве, и в Петербурге. «В январе в общепите, гостиницах и ресторанах курьерам готовы были предложить 30-35 тыс. рублей в месяц как в целом по стране, так и в Москве, при этом в Петербурге — 40-45 тыс. рублей. А вот в марте эти показатели выросли на 5-10 тыс. рублей, — говорит Ирина Жильникова. — Хотя стоит учитывать, что совокупный доход курьеров зависит от множества факторов: наличия автомобиля, количества заказов, смен, особенностей маршрутов и т.п.». 


Как формируются доходы курьеров и сколько они зарабатывали в конце 2019 года, читайте здесь.


Эксперты предполагают, что зарплатные предложения растут в зависимости от пика загрузки конкретной службы доставки либо сети общепита. Так, 23 марта аналитики «Авито Работы» зафиксировали, что московским курьерам предлагали работу за 59 800 рублей в месяц, петербургским — 52 200 рублей. 

«Кроме того, в течение марта соискатели стали больше интересоваться вакансиями курьеров. Московские соискатели на 35% чаще запрашивали контакт работодателя в вакансии, а петербургские — на 13%», — уточнили в компании «Авито Работа». «Логично предположить, что число соискателей будет расти: пока многие предприятия на карантине (удаленной работе), сотрудники будут искать источники дополнительного заработка», — замечают в СДЭК. 

К слову, некоторые крупные маркетплейсы уже предлагают так и сделать. Крупнейшая онлайн-площадка Wildberries приглашает на работу жителей страны, которые потеряли ее из-за вынужденного карантина на предприятиях. Как сообщает пресс-служба компании, маркетплейс открыл свыше 3500 новых рабочих мест в 450 населенных пунктах страны и готов дать работу в распределительных центрах, пунктах выдачи заказов, в службе курьерской доставки и центральном офисе. 

Управляющий службы доставки iGooods Григорий Кунис через свой аккаунт в соцсетях обратился к компаниям, которым нужно временно отправить персонал в отпуск или сократить. «Можем подхватить этих людей. Предполагаю, что вам легче будет разговаривать с персоналом, когда есть куда их пристроить. Нам нужны персональные закупщики (сборка заказов в гипермаркетах) и курьеры (со своей легковой машиной). Особенно приветствуются сотрудники с наличием медкнижек. Остальным надо будет их оформлять», — написал он.

Повышенное внимание соискателей к вакансии курьера наблюдают и в «Самокате». Впрочем, по словам Игоря Рожкова, финансовые условия курьеров остались на прежнем уровне. «Наши курьеры не сталкиваются с переработками. Но в ближайшее время в «Самокате» появится возможность отблагодарить курьера чаевыми при онлайн-оплате заказа. Мы уже тестируем эту опцию», — говорит он.

Внезапный рост зарплат и спрос на курьеров — временная история, говорят эксперты. Алексей Прыгин полагает, что вскоре все вернется к прежнему уровню. Многие бизнесы попадут в сложное финансовое положение, и это отразится на работниках и их доходах, то есть тратить будет нечего и доставка не будет нуждаться в повышенном количестве курьеров, поясняет Алексей Прыгин.