E-grocery, или продажа продуктов онлайн, переживает бум на российском рынке. Это направление активно развивают марткетплейсы, свои интернет-магазины запускают крупные торговые сети, кроме того, доставкой товаров из супермаркетов занимаются специализированные службы доставки. Перспективы у закупок продуктов через Сеть огромные. Согласно результатам исследования Nielsen, в 2019 году от физического шопинга не готовы отказаться только 11% онлайн-потребителей, а 89% потребителей не прочь использовать девайсы для виртуальных магазинов.

Однако пока доля продуктов питания на российском e-commerce не велика. Она составляет, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), 7,7% в денежном выражении от интернет-продаж на локальном рынке и 1% — на трансграничном. Зато покупки еды с большим отрывом лидируют по количеству заказов одного клиента в интернет-магазине, среднее значение — 8,4 раза в год. Это значительно больше, чем у других категорий. Например, одежду и обувь заказывают вдвое реже, в среднем 4,2 раза в год, электронику — вчетверо реже — 1,9 раза. Deloitte в исследовании «Потребительский сектор в России — 2019» составили портрет типичного покупателя продуктов питания через интернет — это работающий мужчина 18-35 лет с материальным положением не ниже среднего.



INFOLine оценивал объем рынка онлайн-продаж продовольственных товаров по итогам 2018 года в 23 млрд рублей. За прошлый год было оформлено 5,45 млн заказов при среднем чеке 4200 рублей, подсчитали в Data Insight. «Российский рынок e-сommerce находится в стадии активного роста, однако сегмент продолжает оставаться неразвитым по сравнению с рядом европейских, азиатских стран и Соединенными Штатами: на продажу продуктов в онлайне в России до сих пор приходится всего 0,2% рынка продаж в офлайн-рознице. Тем не менее рынок очень перспективен», — уверен CEO Instamart Асан Курмангужин.

Активный рост
«В этом году e-grocery продолжает расти. Участники рынка увеличивают обороты, привлекают инвестиции, партнеров, выходят в новые города. В 2019 году рынок увеличится минимум на 50%, — прогнозирует управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. — Итоги первого полугодия доказывают, что интерес к доставке продуктов растет. Один из крупнейших российских ретейлеров «Магнит» начал доставлять товары с помощью сервисов-партнеров. Кроме него доставку осуществляют и другие торговые сети. Ретейлеры понимают, что онлайн-продажа продуктов — способ увеличить оборот сети. Инвесторы также видят перспективу в развитии рынка. Онлайн-торговля продуктами — на данный момент самая быстрорастущая ниша в e-commerce, и поэтому сейчас она привлекает крупные денежные средства. В этом году только в два сервиса доставки было вложено 1,5 млрд рублей. На наш взгляд, это лишь небольшая доля потенциальных инвестиций. В ближайшие пару лет рынок доставки продуктов станет самым выгодным направлением для инвестиций в российском e-commerce, и в доставку продуктов будут вложены миллиарды рублей».

Мнение основателя сервиса iGooods Григория Куниса о перспективах сервиса доставки еды для сектора b2b читайте здесь



На Ozon продукты питания входят в топ-3 самых быстрорастущих категорий: если по итогам 2018 года количество заказов выросло на 127%, то в первом полугодии 2019 года — уже на 200%. «Активнее всего выросла подкатегория fresh food — в 4 раза год к году, — уточняет Ольга Москвичева, директор категории FMCG в Ozon. — Очевидно, что продажа продуктов питания требует от онлайн-площадки дополнительных усилий в части организации новых процессов в логистике. Например, для fresh food нужна специальная зона хранения или отдельный хаб, автомобили с температурным режимом, а также более короткие интервалы доставки». Сейчас в категории продуктов питания на Ozon представлено более 30 тыс. товарных наименований — это сравнимо с ассортиментом двух супермаркетов. Площадка быстро наращивает ассортимент и за счет «классического» партнерства с поставщиками, и за счет развития маркетплейса — партнеров маркетплейса уже 400, и площадка активно ищет новых.

Наиболее популярныекатегории покупок

«Каждый производитель готовой продукции должен ответить для себя на вопрос: а мой продукт готов к тому, чтобы продаваться в Интернете? Его сроки годности и упаковка позволяют это делать? Есть ли у меня качественные фотографии и описание продукта, чтобы продукт зашел на полку службы доставки или собственного интернет-магазина, или интернет-магазина торговой сети? Перед покупкой в Интернете люди хотят узнать больше о товаре, сравнить цены, почитать отзывы. Это очень важно сейчас, потому что e-commerсe будет активно развиваться», — уверена Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» INFOLine.

Мнение Светланы Силениной о трендах в потребительском поведении читайте здесь



По словам Ольги Москвичевой, большой плюс продуктов питания как товарной категории — в возможности значительно наращивать и частотность заказов, и средний чек. Около 85% заказов с продуктами — это «комбо-заказы», в них входят также товары из категории красоты и здоровья, детские товары, товары для дома. Если посмотреть на заказы, в состав которых входят продукты, их средний чек примерно на 50% выше обычного, сообщили в Ozon.

Выход в новые города
В iGooods сообщили, что сумма среднего чека растет на 6% в год. При этом корпоративный клиент тратит 8200 рублей, и его чек включает 33 товарные позиции, а розничный покупатель — 3600 рублей и чек на 26 позиций. Рост связывают с увеличением количества постоянных клиентов сервиса и ростом цен. В Instamart, напротив, за последние 4-5 месяцев средний чек снизился с 5000 до 4500 рублей. В компании это объясняют выходом сервиса в регионы, где средний чек значительно ниже, чем в Москве и Петербурге. Несмотря на это, именно в выходе в регионы видят точку роста для развития онлайн-продаж продуктов питания. «Если рынок в Москве и Петербурге достаточно насыщен предложением, то во многих крупных городах такая услуга все еще недоступна массовому потребителю. Именно поэтому цель номер один для компании Instamart — до конца 2019 года выйти во все города-миллионники. Уже сейчас мы работаем в 12 из них, общий оборот бизнеса в новых городах присутствия — около 50% от оборота в Москве, с которой и начинался 6 лет назад Instamart. На сегодня службой доставки продуктов Instamart могут пользоваться 35% россиян. В следующем году мы планируем упрочить свои позиции федерального лидера по доставке продуктов», — делится планами Асан Курмангужин.

«Сервисы доставки продуктов начнут работать в большем количестве городов, продолжится рост спроса на услугу доставки. Доставка станет доступна большему количеству россиян», — прогнозирует Григорий Кунис. В третьем квартале 2019 года iGooods планирует выйти минимум в пять-шесть городов-миллионников. Президент АКИТ Артем Соколов в диалоге с MarketMedia отметил, что в прошлом году сегмент food в электронной торговле вырос почти в 2 раза. «Есть все основания полагать, что продажи в этом канале и дальше будут расти, в том числе опережающими темпами, — говорит он. — Какие бы тут ни встречались сложности, с этой категорией товаров начинают работать все больше и больше ретейлеров».

Онлайн-супермаркет Perekrestok.ru (входит X5 Retail Group) доставил 266 тысяч заказов за второй квартал 2019 года, что более чем в 4 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года, сказано в официальной отчетности X5. Главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман заявил о цели стать ведущим российским интернет-магазином продуктов питания к концу 2020 года.

Эксперты уверены в перспективах рынка продаж продуктов через Интернет. В 2018 году мировой рынок e-grocery оценивался в $148 млрд и, по прогнозам IGD, к 2023 году вырастет до $375 млрд.

Онлайн-торговля продуктами питания в России находится в зачаточном состоянии. Качественного предложения для потребителей практически нет, на рынке немного сколько-нибудь заметных продавцов, начиная с «Утконоса» и заканчивая GoLama, не по размеру, а по времени появления. Количество магазинов растет быстро, крупные магазины, такие как «Озон» и Wildberries, активно начинают продавать продукты питания, но пока без скоропортящихся. Все это очень развивает рынок. В силу этого он может расти быстрее, чем в прошлом году, а может — сильно быстрее. Но предугадать это сейчас невозможно, так как скорость этого роста сейчас обусловлена не ростом спроса, а ростом предложения. Сказать, что продажа продуктов через Интернет привлекательна — очень смело. Потому что это самый сложный сегмент онлайн-торговли и самый дорогой. Взять, например, ягоды, которые портятся за несколько часов. Продажа продуктов требует огромных инвестиций и опыта, которого на российском рынке пока что мало. Даже с опытом и инвестициям делать это привлекательным бизнесом — долго и хлопотно. Но если мы посмотрим на горизонт планирования на 5-10 лет, а не 2-3 года, то — да, сейчас идет зарождение мегакомпаний.