Сервис доставки продуктов iGooods изначально был ориентирован на b2c-сектор. Сама идея доставки продуктов возникла, чтобы помочь тем людям, которые не хотят тратить время на походы в гипермаркет и таскать тяжелые сумки.

Однако со временем услуга оказалась востребована и среди другой категории покупателей — компаний и организаций. Переход e-grocery в сегмент b2b открыл новые возможности для бизнеса как сервисов, так и самих предприятий.

По итогам 2018 года рынок e-grocery составил 23 млрд рублей, следует из данных аналитиков INFOLine. Доля доставки b2b в общем объеме пока незначительная, но показывает постоянный рост, конкуренция в этом сегменте будет расти.

Сервисы понимают, что работа с компаниями будет перспективным направлением, и хотели бы увеличить долю таких клиентов в обороте. К примеру, у iGooods заказы от корпоративных покупателей сейчас составляют 8% от оборота, а еще год назад эта цифра была в 1,5 раза ниже. Оптимальный баланс между b2b и b2c-клиентами, на мой взгляд, в нашей компании должен составлять 15-20% относительно доли b2b-группы.

С финансовой точки зрения сервису выгоднее работать с юридическими лицами. Компании всегда делают большие заказы: среднее число товаров в чеке выше — 33 позиции (у физлиц — 25), цена заказа почти в 3 раза превышает средний чек обычных покупателей — 8200 рублей.

Компании могут заказывать 2-3 раза в неделю, а частные клиенты — 2-4 раза в месяц. То есть прибыльность b2b-сегмента выше. Кроме того, иметь в списке покупателей именитых или известных в своей сфере компаний — бонус к репутации и популярности сервиса. Здесь, как и в случае с физлицами, работает принцип сарафанного радио. Попробовав удобный и качественный сервис, компании рекомендуют его друг другу.

В iGooods, например, продукты заказывают детские сады, рестораны, гостиницы, IT-компании. Структура заказа у таких клиентов отличается от привычной корзины. Отели в основном заказывают бумажные полотенца и бумагу впрок, кафе — рыбу, креветки и мраморное мясо, а айтишники — йогурты и печенье. Для заведений общественного питания особенно важно, чтобы продукты были как можно более свежими, поэтому доставка день в день удовлетворяет их потребность.

Корпоративные клиенты особенно требовательны к качеству товаров. Работа с физическими лицами дала нашим закупщикам возможность хорошо подготовиться к любым требованиям и пожеланиям. Например, наши сотрудники знают, какой именно болгарский перец необходим для фаршировки (его размер, цвет, форма), а какой подойдет для салата. Наши клиенты оставляют комментарии к заказу, а при повторной покупке закупщик уже знает и учитывает требования конкретного покупателя.

Среди юридических лиц особенное внимание качеству товаров уделяют рестораны и кафе, ведь из этих продуктов они будут готовить блюда для своих гостей. Тут нашим сотрудникам приходится кропотливо изучать прожилки в мясных отрубах, цвет и размер рыбы, пупырышки на огурцах. Рестораны ценят, когда сервис знает все эти требования и следует им. Такой подход обеспечивает высокий процент повторного заказа. У детских садов, например, есть специальные ГОСТы для продуктов, что также увеличивает издержки при выборе товаров и их доставке.

Онлайн-покупки госучреждения делают без проведения официальной закупки, а в рамках текущих расходов. Это упрощает и ускоряет процесс, но в дальнейшем для этой категории клиентов может потребоваться создать определенный регламент из-за особой категории заведений. Уже сейчас мы видим спрос на доставку в больницы и военные училища, но пока покупки онлайн делают физические лица. Выполнить заказ в такие специфические учреждения непросто. Трудности появляются уже на этапе входа на территорию. Мы не можем попасть в больницу из-за ограниченного пропускного режима. В лечебных заведениях часто применяется диетического питание, и клиент сам должен обговорить с врачом противопоказания по употреблению определенных продуктов. Поэтому если покупатель делает заказ, то мы можем передать его только за территорией больницы. Студенты военных училищ или училищ МВД не могут заказывать продукты в учебное и служебное время. Им разрешено приносить еду только из увольнения и после досмотра. Поэтому иногда студенту просто не покинуть территорию, чтобы забрать заказ. Эти особенности можно было бы учесть, если бы покупку делали централизованно.
Коммерческие компании всегда нуждаются в товарах повседневного спроса и различных снеках. В отличие от магазинов, предоставляющих услугу покупки оптом, сервисы могут привезти все необходимое сразу же — в тот же день. Поскольку логистика сервиса доставки и оптового магазина разная: первые привозят из точек розничной продажи, а вторые — со склада.

Кроме того, заказать продукты и товары через сервис часто оказывается дешевле, чем через дистрибьютора. Выбор продукции больше, и к тому же клиент может сделать заказ в любимом гипермаркете, где есть именно тот сок, который он любит, и то печенье, которое он привык брать к чаю.

Для работы с корпоративными покупателями и учреждениями с ограниченным пропускным режимом потребуется разработать новые регламенты и правила. Но это не станет камнем преткновения, потому что удобство, экономия времени и средств перевесят существующий уклад. Тем не менее основной поток заказов в целом на рынке будут формировать физические лица, а 10-20% — компании.