Это было совсем неожидаемо (начало военной операции на Украине – Ред.). До последнего не верил. Вчера садился в самолет с полной уверенностью, что нас всех пронесло. Когда прилетел, понял, что нет. Что это означает, я думаю, мы поймем только через пару недель. Сейчас сплошная неопределенность, потому что неясно, чему верить, а чему нет. Когда пару недель назад публиковались какие-то карты с захватами, мы смеялись и говорили «как можно к этому серьезно относится»? А поди ж ка.

Поэтому что будет дальше – непонятно. В такой ситуации мы никогда не были. Но мы можем примерно сопоставлять ее с какими-то другими событиями и пытаться строить какие-то прогнозы. Гадать бесполезно – все равно не угадаешь, но нужно иметь какую-то базовую версию, чтобы в период неопределенности не множить эту неопределенность, а потихоньку на что-то опираться.

Из того что я вижу, я понимаю, что мы фактически не можем толком осуществлять своим международные контракты. Даст бог, чтобы это были только технические сложности. Также мы видим, что наши поставщики внутри России не торопятся отгружать товар и ждут, что произойдет. Америка пугала технологическими санкциями и, вроде бы, о них заявила, и мы пока тоже не знаем, что из этого будет. Но пока у меня лично ожидания довольно пессимистичные. И вообще, судьба ретейла в воюющей стране… не очень понятно, зачем нужен ретейл, когда нужны танки. Есть технические сложности, с банками, контрагентами. Пока туман войны – ничего не понятно. Но я знаю, что часть сделок, которые должны были произойти, мы не смогли совершить.

Мы примерно понимаем, как будет развиваться ситуация, можно вспомнить тот же 2014 год. В прошлый раз курс с 32 рублей дошел до 60. Тогда не было полномасштабной военной операции, и я не думаю, что можно с оптимизмом смотреть на происходящее дальше. Мы рыночная компания, мы видим ажиотажный спрос и попытки массовой скупки товаров перекупами. Вопрос даже не в том, сколько будет стоить iPhone, а в том, будет ли он свободно продаваться в России. Могу сказать, что в Крыму мы ими не торгуем из-за санкций – мы не можем. Теперь мы видим, похоже, эти санкции распространились на всю Россию. Как это будет устроено – не понятно.

Я не хотел бы нагнетать панику и говорить о том, что все пропало и ничего не будет. Скорее всего, будет, и никуда бытовая техника и электроника не денется. Но что мы знаем сейчас исходя из той информации, что есть – прежнего устройства рынка уже не будет. Уйдут ли из России большие компании или не уйдут – не понятно. Но нужно понимать, нет такого, что санкции вводят только американцы и это касается только Apple и Hewlett-Packard (HP). Китайские компании точно также реагируют на американские санкции. Китайские компании точно также не горят желанием работать в Крыму.

Люди понимают, что нужно приходить и скупать. Это (повышение DNS цен до 30% – Ред.) реакция на рыночную ситуацию – вот она сейчас такая. Нравится она мне? Нет, не нравится. Хотел бы я, чтобы она была другой? Хотел бы. Но она такая и это данность. Нас, скорее всего, можно обвинить в желании нажиться, но желания нажиться нет. Мы зарабатываем, когда растет благосостояние людей, развиваются рынки – на этом мы зарабатываем. В данной ситуации речь идет о том, непонятно, нужны мы вообще или нет. Не до заработка. Паниковать совсем уж не хочется, но очевидно, что мы будем жить в новом мире. Вчера по итогам дня наши продажи выросли примерно в два раза. Несмотря на лежащий сайт и меняющиеся цены. Я думаю, продажи будут дальше только расти.

Мы не готовились к такому сценарию, ни в каких стресс-тестах его не было. У нас нигде не обсуждалось такого сценария, что произойдет война. Мы об этом не думали. Наш стресс-тест заключался в том, что будет, если спрос упадет, к примеру, на 20%. Это нормальная рыночная ситуация. У нас есть реалистичный сценарий и стрессовый сценарий. Но войны в стрессовом сценарии не было.

Из выступления в Bell.Club