Нашему продуктовому проекту «Квартет вкусов» 1 год и 9 месяцев. За это время мы открылись в трех городах: во Владивостоке — 13 магазинов, в Барнауле — четыре и в Иркутске — два. До конца года планируем открыть еще пять-шесть. Это формат магазина у дома площадью около 100 м2 с ежемесячным совокупным оборотом всех точек 50 млн рублей на этот момент времени. Средний чек — около 300 рублей. Мы решили собрать матрицу из 2000 SKU, но для понимания оптимальности ассортимента были вынуждены ее расширить до 2700 SKU. Ассортимент активно обновляется и сейчас. В «Квартете вкусов» можно получить заказ из DNS. Как сейчас говорят, частички экосистемы.
Группа компаний DNS
Компания DNS создана в 1998 году, изначально она занималась системной интеграцией. Штаб-квартира находится во Владивостоке. Ретейлер управляет примерно 1900 магазинами «DNS гипер», DNS, «DNS Дом», «Фрау Техника» и «Технопоинт». В Приморье группа строит коммерческую недвижимость, жилые комплексы, загородные поселки. По итогам 2018 года выручка группы составила 268,5 млрд рублей (по оценке INFOLine). По данным Forbes, выручка DNS за 2019 год составила 309,2 млрд рублей.
Потому что страна закончилась
Почему мы решили пойти в продуктовый ретейл? Нам нужно расти, и торговать мы умеем лучше, чем делать что-либо другое. Географически в России почти не осталось мест для наших магазинов. Страна условно «закончилась». Время территориальной экспансии проходит. Нужно понимать, куда и как развиваться дальше. Вариант заграницы мы рассматриваем и, вероятно, попробуем его. Второй путь — товарная диверсификация, в нашем случае DIY (сеть магазинов «DNS Дом». — Ред.) и вот, продукты.
Другая причина заняться продуктовой розницей была в том, что в нашем городе нет хороших магазинов у дома. Не было такого магазина и рядом с офисом DNS. Поэтому одно из первых помещений для «Квартета вкусов» мы открыли в непосредственной близости с основным корпусом бэк-офиса компании. Магазин стал популярным у наших сотрудников. Треть выручки делают именно они, а обратная связь помогает в эволюции матрицы и формата. На сегодня это наш лучший магазин по выручке.
Первое, с чем мы столкнулись при развитии сети, — это «эффект супермена». Казалось, построив один большой успешный бизнес, все остальное тоже должно быть успешным, за что ни возьмешься. Конечно, нет. Это совсем разные бизнесы, мы понимали это, но тогда не осознавали насколько.
Это и разность в процессах товародвижения при соблюдении нескольких температурных режимов. Это и разность в контроле качества, списаний, формирования матрицы, запасов на полке. Это и нюансы госрегулирования, требований в продуктовом сегменте, и многое другое.
Возникли сложности с поиском помещений даже 100 м2. Мы считали, что уж чего-чего, а локации мы подбирать умеем. Но даже тут все оказалось сложнее. Нас действительно хорошо знают на рынке, но как компанию с потребностью в площади более 400 м2. А владельцы помещений 100 м2 до этого времени не воспринимали нас как потенциального партнера. Кроме того, мы не совсем хорошо представляли наши возможности и поначалу были не очень разборчивы в выборе. Понабрали разного, и в итоге два магазина пришлось закрыть. Именно из-за дефицита подходящих помещений на рынке у нас открыто не 30 магазинов, как изначально мы планировали.
Другие правила
Магазин в формате у дома — это еще и про сверхмалые обороты торговых точек. Если районные магазины DNS — это «ньютоновская физика», то «Квартет вкусов» — это «квантовая механика» с другими законами. Товар в продуктовом магазине стоит существенно дешевле, чем в магазине электроники. В этом бизнесе становится критична стоимость его обработки: когда торгуешь электроникой, по большому счету не так значимо, сколько человеко-часов потратили наши сотрудники, перемещая условный смартфон. А когда в продуктах много лишних движений уходит на обработку йогурта, его доставку, разгрузку, расположение на полке, это становится критичным. Структура издержек сильно другая.
Есть много схожих процессов и подходов, но наш опыт в БТиЭ-сегменте часто оказывался не только неприменим в FMCG, но даже иногда вреден. Например, как показало время, полноценный склад стоило открывать только на более поздних этапах, когда его необходимость была бы выстрадана, а концепт формата магазинов был бы более определен.
Работа с поставщиками стала еще одним сюрпризом. Одно дело, когда ты могучий DNS, и совсем другое, когда ты один из многочисленных участников малого бизнеса. Мы снова ощутили то состояние, когда ты маленький, тебя никто не любит и ты вынужден всем доказывать свою значимость. Мы, признаться, в DNS немного расслабились, когда ни за кем бегать не надо и, даже напротив, сам выбираешь, с кем работать. Это очень расслабляет. А тут разговор короткий:
— Здравствуйте, хотим с вами работать.
— Спасибо, вам туда, в конец длинной очереди.
— Подождите, как в конец очереди, мы же DNS?!
— DNS? Конечно, мы знаем DNS. Но это же про электронику. А вы с чем пришли?
— Мы про продукты.
— Ну вот когда у вас будет оборот, как у DNS, тогда приходите. Пока вы никто, идите в конец очереди.
Это хорошее испытание для команды «Квартета», так как это касалось не только поставщиков, а вообще всех партнеров. Бренд DNS помогал в большей степени как бренд доверия, но, конечно, мы этим не злоупотребляли.
Проверка боем
На сегодня «Квартет вкусов» — это пилотный проект, я бы даже сказал, микропилот. Это не столько серьезное намерение, сколько исследование рынка практикой и, скорее, история про Дальний Восток. Мы понимаем, что у нас нет продукта, он должен вызреть, его нельзя сделать за год-два. Продовольственный рынок сильно ушел вперед, и во многих аспектах приходится догонять. Единственное верное мерило ценности — это рентабельность. По этому показателю у нас большой прогресс, но его текущий уровень недостаточен, чтобы говорить о серьезном масштабировании. Заниматься продуктовым проектом сложно, но интересно и полезно. Это дает новый ракурс на основной бизнес, новые мысли и подходы. Мы будем продолжать эволюцию формата и в следующем году.
В Приморье мало федеральных сетей. Тут не настолько емкий рынок. Есть трудности с поставщиками, логистикой и кадрами. Конкуренция тут ниже, потому и продуктовая розница уступает западной. К сожалению, население покидает регион, и в первую очередь платежеспособная его часть. Рынок медленно, но сокращается. Потенциал падает. Если к нам придут федеральные продуктовые сети, то мы будем только рады. Мы хорошо относимся к конкуренции. Она поднимает качество жизни и хорошо влияет на любые процессы.
Пока у нас нет проблем в конкуренции с крупнейшими местными сетями. «Реми» и «Самбери» работают в другом формате, у них магазины больших площадей.
Интересная ситуация сложилась в Барнауле. Там обстоятельства другие. В Сибири уже собрался весь свет розничного ретейла. Идет жесткая конкуренция «Пятерочки», «Магнита», казанской «Бахетле» и сильных региональных сетей «Ярче» и «Мария-Ра». А еще и мы туда залезли. Это интересный опыт. Посмотрим.