В целом по рынку картина следующая: в начале марта, когда доллар стал стоить больше 100 рублей, начался дикий спрос на бытовую технику, был всплеск продаж. Покупатели, в попытке сохранить обесценивающиеся рублевые накопления, вкладывали их в товар. На фоне такого валютного курса все производители подняли цены на свой товар, рост составил от 30 до 50%.

К середине марта покупательский ажиотаж иссяк. При этом, несмотря на значительную коррекцию валютного курса, производители не спешат корректировать цены. Связано это, в первую очередь, с большими проблемами в логистике. Основной транзит бытовой техники в Петербург шел через морские порты Роттердама и Гамбурга – крупнейшие перевалочные хабы, - и практически все поставки в них «зависли». Каждая партия товара проходит по тысяче проверок, грузы не выпускаются дальше, т.е. фактически производитель не может получить свой уже оплаченный товар. Поэтому на складах в России товара у производителей мало, а спрос есть, т.е. поводов снижать цены у ретейлеров нет.

Кроме того, есть еще вторая крупная проблема: большинство производителей бытовой техники и электроники столкнулись со сложностями в доступе к кредитам. Озвученные программы по кредитованию пока остаются на бумаге. А без кредитных денег в сложившейся ситуации работать практически невозможно: изменилась политика китайских контрактных производителей с точки зрения взаимодействия с партнерами.

Если раньше при размещении заказа на производство предоплата составляла около 30%, а основная сумма платежа перечислялась уже после отгрузки товара, когда продукция находилась на пути к Петербургу, то сейчас китайские заводы требуют стопроцентную предоплату. То есть, российский заказчик продукции должен оплатить все товары, которые еще находятся в пути (и не известно, когда попадут на полку магазина), и полностью оплатить производство новой партии. В долгосрочной модели это повлияет на конечную стоимость товара для потребителя.

В плане взаимоотношения с китайскими партнерами нам чуть легче, т.к. мы компания не гиперкрупная. У нас нет огромных кредитных задолженностей, которые в момент подорожали, или согласованных с сетями типа «Ленты» глобальных промоакций с условиями поставки десятков тысяч каких-нибудь блендеров по фиксированному курсу. Мы достаточно эффективно развиваемся на собственные средства, всегда платим вовремя и заслужили доверие партнеров.

Как изменился покупательский спрос?
С марта спрос переориентировался на товары так называемой первой необходимости. Спрос стал выше на те товары, которые позволяют людям в долгосрочной перспективе экономить деньги. Например, если раньше человек ежедневно покупал кофе за 200 рублей по пути на работу в «Старбаксе», то сейчас он логично думает, что лучше купить кофеварку за 15 тыс. рублей и варить себе ту же чашку кофе по себестоимости в 20 рублей. Даже при росте цен на кофе, он окупит эту кофеварку за 3-4 месяца.

Выросла популярность всей кухонной техники для готовки: грилей, хлебопечек. Тут, видимо, сказался рост цен на продукты и общее настроение неопределенности. Люди предпочитают приготовить стейк дома, а не идти за ним в ресторан. Также вырос спрос на технику, позволяющую делать «заготовки»: дегидраторы, сушилки, вакууматоры. А на условные «предметы роскоши», типа робота-пылесоса, спрос упал.

Если говорить о цифрах в целом, то апрель продемонстрировал падение покупательского спроса на 12 -25% по разным товарным категориям.

Какие планы у компании?
Последние два года были хорошими для производителей бытовой техники: продажи росли, все компании развивались органично, за счет роста рынка. Но кто-то «сидел на попе ровно», а некоторые компании, и в том числе мы, вкладывали средства в развитие. Мы инвестировали в развитие клиентоориентированности, чтобы сформировать лояльную клиентскую базу, которая нам доверяет.

Поэтому мы за два года сделали тот уровень сервиса, которого на данный момент нет ни у одного российского производителя: ремонт бытовой техники в Москве и Петербурге за 24 часа, а не за 45 дней как у всех остальных, круглосуточный контакт-центр, построили шоурум, в котором можно тестировать технику. В общем, мы два года работали. И сейчас, когда потребительский спрос по отрасли снизился практически в два раза, мы можем стимулировать продажи не размером скидки, а своими сервисными преимуществами.

Чтобы гарантировать ремонт в заявленные сроки (24 часа в Москве и Петербурге и 5 дней в регионах), нам нужны огромные склады запчастей, и мы держали их заполненными. У нас 150 сервисов по России, и в каждом должны быть детали ко всей нашей технике. Такая политика помогает нам пережить логистические проблемы, с которыми столкнулись все игроки рынка. Если другие производители заказывали детали для ремонта по факту обращения клиента в сервисный центр, а дальше клиент 40 дней ждал доставку нужной детали из Китая (поэтому срок ремонта обычно и составляет 45 дней), то у нас другая схема. У нас все запчасти в наличии, на всех складах, поэтому мы ремонтируем сразу. И мы планируем использовать это конкурентное преимущество.

В краткосрочной перспективе конкуренция на российском рынке вряд ли будет расти, поскольку практически все производства бытовой техники находятся в Китае, и новым игрокам крайне сложно выйти на этот рынок. Китай сейчас крайне осторожно работает даже с давними российскими партнерами. Дальнейшее развитие ситуации будет определяться многими факторами. Но не последним будет отношение российского потребителя к бренду, доверие к компании. Когда клиенты перестают доверять, они перестают оплачивать онлайн, растет доля покупок с оплатой при получении товара. Пока мы не отмечаем такой тенденции, наш покупатель нам доверяет.

Garlyn

Компания Garlyn - российский производитель бытовой техники бизнес-класса с собственным отделом разработки новых устройств и контрактным производством, расположенным в Китае.  Основана в 2016 году, производит кофе-машины, дегидраторы, мультиварки, варочные панели, роботы-пылесосы, мойщики окон и пр. Финансовые показатели компания не разглашает. Продукция компании представлена в крупнейших торговых сетях и маркетплейсах, а также на сайте компании и в шоурумах в Москве и Петербурге.