Прошлый год был для нас поучительным. Наши фирменные магазины iPort Apple Premium Reseller, Samsung, Sony Centre и мультибрендовые магазины NB computers чувствовали себя непросто, но мы справились. В целом, год к году наша розница не приросла, но мы и не упали. Онлайн-канал (доставка и самовывоз из магазина) вырос в 2,5 раза и сейчас его доля в бизнесе занимает 21%. Если говорить по категориям, мы видим, что росли продажи товаров, которые помогали либо в работе (ноутбуки, ПК, планшеты), либо в развлечениях (ТВ, игровые приставки, планшеты, игровые ноутбуки). Например, ТВ и игровые приставки год к году у нас выросли в деньгах более чем на 50%. Планшеты выросли на 40%, мониторы на 40%. Если бы не ситуация с дефицитом ноутбуков на рынке, они могли бы стать в период самоизоляции самой продаваемой категорией. А так, рост скромный, около 16%.

Как DNS стал лидером российского рынка: интервью Дмитрия Алексеева



Дефицит ноутбуков возник еще в марте, когда стало понятно, что явно что-то грядет. Многие стали страховать свои деньги, в попытке купить технику заранее, спрос резко увеличился, производители были к этому не готовы. Летом и ближе к осени ситуация немного улучшилась, но под новый год, мы снова остро ощутили дефицит ноутбуков. Традиционной свечки в графике продаж этой категории в последнюю неделю декабря не случилось, немного не хватило товара. По мнению некоторых производителей, дефицит продлится еще минимум полгода. Впереди гендерные праздники и есть ощущение, что спрос на 23 февраля и 8 марта будет стандартным, но эта история с дефицитом может нам подпортить картину.

Если говорить про потребителя, мы ориентированы на сегмент «средний плюс». Что мы увидели – наш покупатель не смог выехать за границу, но радовать себя надо и хочется. Поэтому мы наблюдали импульсный спрос на достаточно дорогие решения – ТВ, смартфоны, ноутбуки и ПК. Тем не менее, по рынку мы видим информацию, покупательная способность колеблется - рост покупок в рассрочку, по кредитным картам, но наша целевая аудитория, в основном, чувствует себя достаточно спокойно.

Сотрудников нам удалось сохранить, за период локдауна продавцы работали курьерами и сотрудниками контакт центра. Когда стало возможно, запустили пункт выдачи на базе нашего мультибрендового магазина в формате street retail и точка демонстрировала отличные показатели. Но планов переориентироваться на стрит-ретейл нет. ТРЦ лояльны в вопросах аренды, понимают рыночную ситуацию, к тому же, понятны перспективы по трафику.
Когда магазины открылись после локдауна мы увидели мощный приток трафика, люди соскучились по классическому розничному каналу. По-прежнему важна безопасность – в наших магазинах мы наблюдаем, что покупатели хотят получить консультацию продавца, просто стоят от него дальше, чем обычно. Небольшой процент покупателей из розничных магазинов ушел в онлайн-канал и не вернулся в офлайн. В основном покупатели используют оба канала. Пока трафик в магазинах в ТРЦ не вернулся к допандемийным значениям, когда он восстановится прогнозировать очень сложно. Ситуация непростая, не все ограничения сняты.

Фирменная розница – это очень интересный формат ретейла. Он не про низкую цену или уникальный ассортимент, а про сервис, идею и эмоциональную составляющую. Технику можно купить где угодно и за сколько угодно. Мы делаем ставку на обслуживание и атмосферу. Обучение покупателей, консультации, экспертиза. По сути, фирменная розница находится на острие всех знаний о производителе. Как сейчас модно говорить, у нас выстроена экосистема – своя розница, свои сервисные центры, своя образовательная платформа, где мы рассказываем про нашу технику. Если у покупателя есть любой вопрос по товару, мы выступаем как система одного окна и решаем эту проблему. В наших скриптах есть вопрос для выявления потребности «что вам ценно в использовании устройства». Ведь как обычно происходит – мне нужна хорошая камера, мне нужен широкий экран. Для того, чтобы мы смогли предложить наиболее подходящую технику, нам нужно понимать, как именно клиент использует устройство, ведь это всего лишь инструмент, который помогает решать ежедневные задачи.

Как «М.Видео» получила 5 млрд дополнительной выручки



Да, формат фирменной розницы имеет и определенные трудности. Наш бизнес заточен под конкретных производителей, если они потеряют свои позиции на рынке, мы тоже окажемся под ударом. Но пока все стабильно, и мы верим в силу брендов и в то, что наши партнеры и дальше будут выпускать продукты, которые будут впереди планеты всей. Когда растут продажи китайских производителей мы просто стараемся покупателям объяснить в чем конкурентное преимущество Samsung перед условным Xiaomi, поясняем, что помимо стоимости бренда в цену смартфона заложены еще и технологии. Помимо этого, в рамках одного бренда мы не можем решить все задачи покупателя, например, в ассортименте магазинов iPort нет телевизоров. Да, это определенное ограничение, с которым ничего не сделать.

В 2021 году мы будем открывать новые магазины, примерно пять точек уже запланировано, будем идти в сторону восточной части страны. У нас хорошие предчувствия по продажам, наши партнеры выпустят новые интересные линейки. Год будет определенно особенным, потому что изменится сезонность продаж. Судя по оценкам вендеров, на второй квартал придется пик продаж ноутбуков и игровых приставок, потому что именно к этому моменту удастся ликвидировать их дефицит. В стандартной ситуации во втором квартале и летом продажи этих категорий обычно снижаются. В 2020 году произошел разрыв мировых рыночных цепочек. Все будет зависеть в нашем бизнесе от того, как и когда эти цепочки соберутся обратно.