На этой неделе два крупнейших маркетплейса заявили о своем интересе к финансовым сервисам. Глава Wildberries Татьяна Бакальчук купила банк «Стандарт-кредит», а Ozon учредил собственную микрофинансовую компанию «Озон Кредит». Судя по последним новостям, все больше розничных компаний выходят на рынок финансовых услуг. Так, головная компания сети IKEA группа Ingka собирается купить 49% шведского банка Ikano Bank, «Яндекс» готовится представить собственный сервис безналичной оплаты Yandex Pay, «Магнит» представил первые итоги работы собственного платежного сервиса Magnit Pay, который был запущен в партнерстве с банком ВТБ. MarketMedia изучил, зачем миру ретейла мир финансов и почему все эти сделки выглядят очень логично.

Ни рубля конкурентам
«Мы видели аналогичную историю 10 лет назад в сотовом ретейле, помним про «Связной банк» и «МТС Банк». Владельцам «Максидома» принадлежит банк «Объединенный капитал», владельцу Hoff — Совкомбанк. Такая синергия приносит пользу обоим бизнесам», - уверен Алексей Федоров, управляющий партнер «220 вольт». По его мнению, в сегодняшних реалиях рынка покупка или запуск собственных финансовых сервисов - это естественная история для маркетплейсов. Такие компании обладают огромным потоком наличности и колоссальной ликвидностью и ее стоит как то использовать. По мнению Алексея Федорова, самый лучший способ — не платить за нее никакие проценты, получать деньги на межбанковском рынке и потом эти деньги либо использовать самим (выдавать себе самому кредиты) или продавать другим (кредитовать поставщиков или клиентов).

Вторая причина – данные о клиентах. Партнёр Data Insight Фёдор Вирин обращает внимание на то, что финансовый сервис внутри интернет-магазина позволяет замкнуть цикл коммуникации с покупателем. А это, в свою очередь, предоставляет магазину существенно больше данных о потребителе, его покупках, его окружении, его возможностях и потребностях. «На основе этих данных магазин может гораздо лучше управлять своим предложением потребителю, оптимизируя, с одной стороны, издержки на коммуникацию с ним, а с другой, максимизируя выручку / прибыль за счет персонализации цен, - перечисляет Фёдор Вирин, - Доступ к этим данным и есть самая главная задача для финтеха внутри интернет-магазина».

И одежда и кредит
Опрошенные MarketMedia эксперты назвали конкретные факторы, почему каждый из розничных игроков решил инвестировать в финансовые услуги. Так, по мнению Алексея Федорова, для Wildberries покупка банка дает возможность кредитовать клиентов и поставщиков и зарабатывать на этом деньги, вместо того, чтобы отдавать их другим банкам. «Я думаю, очень многие поставщики Wildberries нуждаются в кредитном лимите, они с большим удовольствием под очень большие проценты (20-25%) занимали бы на время деньги у Wildberries. Компания очень много знает про собственных поставщиков, знает их обороты лучше, чем любой банк и доверяет им, - поясняет ретейлер, - Ведь у маркетплейса очень много мелких поставщиков, которые не могут кредитоваться в обычных банках. Wildberries, храня их товары на своих складах, может таких клиентов кредитовать, таким образом гарантируя возврат собственных средств».

Второе преимущество — операционное обслуживание. При наличии собственного банка, Wildberries гораздо быстрее будет видеть все операции по картам, весь эквайринг у себя на счетах. Третье преимущество — программы лояльности. По мнению Алексея Федорова, не очень многие компании сейчас работают с программой «Спасибо» от Сбербанка — это очень дорого, всем выгодно начислять баллы, но никому не выгодно их списывать. «Собственный банк позволяет развивать свою программу лояльности, выпускать собственные карты. Плюс свой банк это гарантия безопасности денег, — резюмирует Алексей Федоров. По его прогнозу банк «Стандарт-кредит» наверняка переименуют и мы увидим Wildberries банк.

Конвертировать знания в прибыль
Если говорить про Ozon, нужно понимать, что создание микрофинансовой организации розничной компанией – это не новаторство в ретейле. Сергей Кауфман, аналитик ГК «ФИНАМ» напоминает, что «Обувь России» уже давно выдаёт денежные займы своим клиентам, и в первом полугодии 2020 компания получила от этого треть всей своей выручки. Микрофинансы – востребованная отрасль со стороны населения. В декабре 2020 количество займов почти достигло 2 млн. При этом практика «Обуви России» показывает, что взять займ у знакомого ретейлера может быть проще, чем идти в неизвестную микрофинансовую организацию. «Выдача займов может потенциально стать перспективным направлением диверсификации бизнеса Ozon, - считает Сергей Кауфман, - данное решение, вероятно, позволит ещё и перейти к самостоятельному предоставлению рассрочки покупателям. Сейчас это делается через банки-партнёры».

С ним соглашается Алексей Федоров, указывая на то, что маркетплейс знает много о своих клиентах, покупатели Ozon демонстрируют высокую частотность покупок (до 15 раз в год), поэтому таких клиентов можно кредитовать заранее. Для маркетплейса это будет скорее не кредит, а рассрочка. «Нехитрая Big data покажет, каких клиентов стоит кредитовать, а каких нет. И клиент будет признателен, и маркетплейсу это выгодно, - убежден Алексей Федоров, - Многие зарубежные интернет магазины проходили через эту историю и привязывали к себе клиента – клиент Ozon не будет покупать на Wildberries, если Ozon дает ему отсрочку».

Один сплошной pay
Целью «Магнита» является создание суперприложения, которое в конечном итоге позволит пользователям заказывать такси, покупать билеты в кино и театр, бронировать рестораны и т.д. А для «Яндекса» создание платёжной системы можно охарактеризовать логичное дополнение к существующей экосистеме. Как указывает Сергей Кауфман, «Яндекс» уже давно собирается добавить финансы в свою обширную экосистему - «Яндекс деньги», попытка покупки «Тинькофф банка». В итоге получается, что собственные финансовые сервисы – одна из тех вещей, которых нет на данный момент у «Яндекса», но есть у его главного конкурента – экосистемы Сбера и Mail.Ru. Логично, что «Яндекс» хочет заполнить этот пробел, полагает Сергей Кауфман.

«В Yandex Pay я верю. «Яндексу» это категорически нужно сделать - убежден Алексей Федоров, - Огромное количество людей с удовольствием бы расплачивались Yandex Pay как минимум из-за названия. Плюс Yandex Pay может круто развиться на базе «Яндекс.Маркета».
Но и для «Яндекса», и для «Магнита» будет непросто привлечь клиентов и убедить их, чем их сервис лучше сервиса конкурентов. Сергей Кауфман обращает внимание на то, что рынок уже достаточно насыщен: Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и т.д., а функции суперприложения есть у приложения «Тинькофф банка». Вероятным конкурентным преимуществом Алексей Федоров считает одновременное использование СБП (Системы быстрых платежей), НСПК (Национальная Система Платежных Карт), карт «МИР» и стоимость транзакции 0,7%. «В таких вещах нужно делать либо потребителю хорошо, что дорого, либо ретейлеру, что дешевле, но технологически сложнее», - резюмирует Алексей Федоров.

При достижении компанией определенного уровня оборота и связанных с этим рисков, гораздо безопаснее и разумнее использовать свои собственные финансовые инструменты. Точно также, как свою собственную курьерскую службу контролировать легче, чем чужую, собственный склад, собственные торговые марки. Производство таких услуг, работ и продуктов, конечно, гораздо шире, чем компетенции ретейлера, поэтому требуют от них напряжения. Но зато позволяет давать определенный уровень качества и уровень маржинальности, обеспечивает безопасность. Своя курьерская служба не повысит внезапно цены, СТМ не уронит внезапно качество.
Точно также с финансовыми инструментами. Осенью мы видели, как рынок просил зафиксировать и не повышать максимальный порог комиссии за эквайринг в 1%, который уменьшили из-за пандемии. Были же дикие комиссии, до 5%. А торговля она про маржу в чистом виде – купил дешевле, продал дороже. Поэтому любые сэкономленные проценты - это огромный плюс. Когда комиссия съедает несколько десятков процентов твоей маржи, то вопрос о платежах встает ребром — как и через кого их совершать и как на этом сэкономить. Особенно это актуально для низкомаржинального сегмента продуктов питания, которым занимается «Магнит», продовольственный бизнес «Яндекса» и частично IKEA.

Да, нужны определенные инвестиции и трудозатраты, для того чтобы создать такой проект, поэтому не всем розничным игрокам это по плечу. Все логично — зачем «Магниту», «Ленте», «Перекрестку» и другим отстегивать огромные проценты от своих миллиардов кому то, если они могут положить их себе в карман. Пока о собственных финансовых инструментах задумываются только самые крупные компании, в будущем это может стать более широко распространенным решением. Но пока иметь свое, а не отдавать на аутсорсинг это скорее исключение и удел очень крупного бизнеса.