1. X5 Retail Group создала формат безопасных магазинов
X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», разработала новый формат магазинов с высоким уровнем безопасности для сотрудников, который будет действовать и после окончания пандемии коронавируса. Об этом сообщил главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман в интервью газете «Ведомости». В вентиляции таких магазинов, по его словам, будут установлены специальные орошающие системы, которые будут убивать микробы внутри помещения.
Он также сообщил, что X5 Retail Group планирует открыть в конце мая пятый «даркстор» (склад для обработки интернет-заказов) онлайн-супермаркета Perekrestok.ru в Нижнем Новгороде, а также запустить экспресс-доставку из «Пятерочки» в Краснодаре и Петербурге. Сейчас с экспресс-доставкой из «Пятерочки» работает 10 логистических партнеров. Но X5 рассматривает создание собственной курьерской службы.
По данным на 31 марта 2020 года, под управлением X5 Retail Group находились 16 658 магазинов. Сеть включает в себя 15 739 магазинов «Пятерочка», 846 супермаркетов «Перекресток» и 73 гипермаркета «Карусель».

2. Торговые сети обяжут продавать российские товары
Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин направил письмо министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой обязать торговые сети выставлять на прилавках не менее 40% одежды, обуви и белья отечественного производства для поддержки легкой промышленности. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на документ.
Катырин также предложил совместно с Минпромторгом и Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) разработать программу по обеспечению локализации импорта и поставки в торговые сети отечественной продукции. И «в ускоренном порядке принимать решения об обнулении пошлин на сырье и материалы для легкой промышленности, не производимые в России».
Среди других инициатив — рассмотрение вопроса о выделении грантов для научных исследований по разработке инновационных текстильных материалов для защиты от вирусов и расширение ассортимента за счет продукции текстильной и легкой промышленности.

3. «Магнит» растет быстрее «Пятерочки» и «Перекрестка»
Чистая розничная выручка ПАО «Магнит» в I квартале 2020 года увеличилась на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 364,8 млрд рублей. А общая выручка выросла на 18,5% год к году, до 376 млрд рублей.
Оптовые продажи сети выросли на 58,9% год к году, до 11,3 млрд рублей, благодаря оптимизации операций, в том числе расширению ассортимента и клиентской базы. Сопоставимые продажи увеличились на 7,8% на фоне роста среднего чека на 3,7% и роста трафика на 4%.
За отчетный период компания открыла 321 магазин (145 магазинов у дома и 176 магазинов дрогери). В рамках ранее объявленной кампании по повышению эффективности были закрыты 186 магазинов: 173 магазина у дома, один супермаркет и 12 магазинов дрогери. Таким образом, прирост сети составил 135 магазинов (38 тыс. м2), а общее количество торговых точек достигло 20 860 (7,28 млн м2) по состоянию на 31 марта 2020 года.
Валовая прибыль «Магнита» в I квартале составила 85,2 млрд рублей, валовая маржа — 22,7% (на 78% ниже год к году). Чистая прибыль увеличилась более чем на 30% год к году и составила 4,2 млрд рублей.
Для сравнения: компания X5 Retail Group, управляющая продуктовыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», за I квартал 2020 года показала выручку 469 млрд рублей, что на 15,6%.

4. Бургерные «Мираторга» займут помещения закрытых ресторанов
Компания «Мираторг» планирует ускорить развитие своей сети «Бургер & Фрайс» и планирует занять места закрывшихся ресторанов. Об этом сообщил «КоммерсантЪ». «Мираторг» рассматривает помещения от 150 до 300 м2. Компанию интересуют качественные места по интересным ценам, и она готова занимать помещения со скидкой, если будут предложения после закрытия ресторанов, пострадавших от кризиса.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что «Мираторг» может получить порядка 15 новых локаций в пределах Третьего транспортного кольца, которые ранее не были доступны. Кроме «Мираторга» пустующие после закрытия ресторанов помещения, возможно, займут пиццерии и продавцы суши, работающие в более низком ценовом сегменте.
Решение «Мираторга» идет вразрез с подписанной декларацией, которая была опубликована Федерацией рестораторов и отельеров. Члены федерации обязались на занимать помещения ресторанов, которые были вынуждены закрыться из-за введенных в период самоизоляции ограничений.
На текущий момент декларацию подписало около 1 тыс. человек, владельцев 8,2 заведений общепита и отелей. Но сети кафе «Бургер & Фрайс» и «Мираторга» в списке подписавших декларацию нет.

5. Товары для дачи вернулись в продажу
Региональные власти пошли навстречу дачникам и стали разрешать работу садоводческих магазинов. Как сообщила «Российская газета», покупатели рассады и семян в Тульской области уже с 25 апреля получили возможность покупать садоводческую продукцию на условиях самовывоза. Также продолжает действовать и курьерская доставка. А власти Прикамья разрешили проведение садоводческих ярмарок. Более сотни площадок для их развертывания уже выделены. Однако торговля рассадой, семенами и тому подобной продукцией в не отведенных для этого местах, например возле домов, по-прежнему запрещена.
Садоводческие магазины заработают в Ивановской области и в Башкирии, в Костромской области и некоторых других регионах страны.
Открывая возможность торговли садоводческими товарами, власти в большинстве регионов накладывают некоторые ограничения, связанные с недопущением скопления большого количества людей в закрытых помещениях и проведения регулярной санитарной обработки. Одной из мер становится организация торговли на открытых площадках.