У нас такая веселая сессия, все смеемся. На самом деле это отчасти слезы счастья, а отчасти все же отчаяния. Почему отчаяния — потому что скорость изменений повергает в шок. Мы находимся в более сложной ситуации, чем ретейлеры, ведь мы чисто логисты и у нас нет товарной витрины. Все игроки e-commerce — наши дорогие клиенты, которые помогают и нам делать часть логистической работы, и мы для них делаем часть логистической работы, встраиваясь и интегрируясь в их продукты. Ни «Почте», никакому другому игроку будущее не гарантировано. Каналы потребления могут легко измениться в течение 3-4 лет. Посмотрите, как наступают SMM-каналы, представленные социальными сетями, а не универсальными поисковыми машинами маркетплейсов. Это мир колоссальных возможностей.

Если идти в регулирование экосистем, идти нужно крайне осторожно. Потому что есть вторая сторона — слезы счастья, гордости и победы. Считается, что бенефициарами ковида в России стал e-commerce, я с этим кардинально не согласен. Нужно понимать, если бы российские игроки e-commerce прилипли к скамье и ничего не делали, бенефициаром ковида стал бы трансгран (трансграничная торговля. — Ред.). Пожалуйста, у нас гигантский рынок, он открыт. Установлена довольно низкая планка беспошлинной торговли в €200. Но трансгран упал почти на 30%, а внутренний рынок в объемах вырос почти на 50%. Потому что ведущие отечественные ретейлеры дали первоклассный клиентский опыт, такой же когда-то мы дали миру в финтехе. Это дневная доставка в городах-миллионниках, доставка 1-2 дня в более сложных локациях.

Что будет происходить дальше? В Европе Amazon ежедневно присоединяет 1400 селлеров. Татьяна (Бакальчук, генеральный директор Wildberries. — Ред.) вчера озвучила цифру 200 тыс. продавцов (общее число предпринимателей и компаний, ведущих свой бизнес на Wildberries. — Ред). Это начало пути. Если мы дойдем до китайского показателя доли интернет-торговли 30% в розничном товарообороте, у нас будет гигантское количество продавцов.

Наша ниша не только в функционале доставочной платформы. Мы здесь конкурируем с разными форматами, например с быстрыми ПВЗ. Их развивают не только маркетплейсы, но и российские и международные логисты. Прежде всего мы еще и платформа, позволяющая нам легко и безболезненно забрать товар у продавца (торгующего на маркетплейсе. — Ред.) или продавец может скинуть его нам в любой из 5 тыс. точек, которые мы открыли для этого сервиса — для быстрого drop-off как больших, так и небольших партий. Это здорово упростит жизнь крупным площадкам, потому что когда-то большие инвестиции в инфраструктуру придется окупать, а расти вечно такими гигантскими темпами в миллионы квадратных метров невозможно — эту инфраструктуру придется как-то делить.
Вторая наша большая задача, которую мы ставим для обеспечения сервисов для селлеров, — быстрая интеграция. Мы совершили революцию в сегменте G2C (государство — человек) — сервисы, госуслуги: справок не надо. Что в бизнесе нам мешает это сделать?

Универсальный цифровой ящик для всех коммуникаций. Речь идет не про проверки, а про коммуникацию бизнеса друг с другом. Мы разделились на сегменты электронного документооборота, они друг друга не видят, документы не «ходят». Это касается и движения товарно-транспортных документов, накладных, трудового документооборота. Поскольку почтовая корреспонденция — это ядро нашего бизнеса, цифровую почтовую корреспонденцию мы упускать точно не будем и конкурентам тут простой жизни не обещаем.

Если к этому добавить инструмент управления электронной полкой и финтех, который каждый встраивает в свои каналы — вот коллеги банки приобрели и будут свои продукты продавать, — получается комплексное предложение, которое позволит «Почте» «выпилиться» из роли последнего выбора отчаяния. Если «Почту» выбирают в тот момент, когда в определенную локацию уже никто не поедет и никто туда не повезет. А мы оттуда не можем уйти и никогда не уйдем, сразу хочу сказать, потому что это наша миссия и она у нас в стратегии. При этом, конечно, мы себя мыслим как рыночный игрок.

Второе направление — экспорт. Нас сегодня хвалили, но могу сказать, что 2020 год в этом плане был сложным. У нас экспорт вырос почти на 30% за I квартал 2021 года и на 22% за весь 2020-й. Но произошедшее с авиационным сообщением было для нас большой бедой. Потому что экспорт — это авиадоставки, так как это розница, а не гигантские партии, которые можно везти морскими линиями или железными дорогами. Для нас сейчас важно дать продукт, который этот сбой поправил. Это большая боль наших клиентов, мы видим эти жалобы и обращения. Нам необходимо дать гарантированный по срокам продукт. Не такой, конечно, как у зарубежных «экспрессоров» (игроков рынка экспресс-доставки. — Ред.), располагающих 200-300 самолетами, но у них и цены в 4 раза выше, что для наших экспортеров совершенно неприемлемо. Это тоже задача «Почты», и мы вместе с правительством и партнерами из Российского экспортного центра ее решаем. Мы везем много товаров в ЕАЭС, продающихся на наших электронных торговых площадках. Это вторая линейка наших продуктов, в которой мы хотим дать хороший клиентский опыт. Все это дает нам основание смотреть в будущее со страхом и надеждой, что изменения будут надувать и наши паруса.

Из выступления на сессии «E-commerce в России. Время больших возможностей» на Петербургском международном экономическом форуме.