Параметры торговли постоянно меняются. Мы все помним времена, когда международная торговля была только оптовой – розницы не было. А сейчас появилась международная почтовая торговля (кроссбордер), которая заставляет трансформироваться и рынок, и таможни, и продавцов с покупателями.

Когда посылок было мало и стоили они больших денег, игроки рынка занимались их растаможкой. Но когда через границу посыпалось множество мелких дешевых посылок, вдруг выяснилось, что таможни нерентабельны. Нет ни одной страны в мире, которая получает прибыль от растаможки кроссбордерных грузов. Это я вам ответственно заявляю. И это серьезная проблема. Ведь государство, в том числе и наше, привыкло, что оно берет за растаможку деньги и на этом богатеет - терять этот доход оно не хочет. На самом деле арифметический расклад такой: только таможенные операции по взиманию денег с одной посылки стоят, по подсчетам французской La Post, 10 евро. Ни о каких налогах тут говорить не приходится.

О перспективах рынка складской недвижимости после пандемии читайте здесь.




Все страны мира эту математику быстро поняли, погоревали и придумали новый логистический механизм, который скоро придет и в Россию. Называется этот механизм бондовые склады. Это склады, куда товар поступает оптом и лежит там без растаможки. Как это работает? Представьте, что на бондовый склад поступил контейнер с холодильниками. Дальше на маркетплейсе появляется баннер: «Продается холодильник. Цена – 100 рублей». Люди начинают покупать. И с каждого холодильника в момент покупки берется фиксированная пошлина (в каждой стране ее размер свой: в Японии это 8%, в ЕС – 10%, в Китае – 9,5%, в РФ хотят сделать 6-8%). Но цена фиксированная. И в этом случае, о чудо, государство получает деньги. И это вполне реальный доход.

Еще один больной для всех логистов вопрос – куда девать непроданный товар? – в этой схеме решается просто. Допустим, 4 холодильника из контейнера не продались (все знают, что самая сложная из всех таможенных операций – это обратная затаможка). Так вот, на бондовом складе этой операции нет вообще. Не продали – груз улетает обратно без проблем. Его не растамаживали, значит и обратная затаможка ему не нужна.

Бондовые склады в мире появились 8 лет назад. И схема эта работает как часы. Более того, в тех странах, которые уже применяют закон о бондовых складах, происходит переток кроссбордерных товаров в товары, которые идут на бондовые склады. В Китае, например, сейчас оборот трансграничной торговли составляет $100 млрд (для сравнения, у нас – $3 млрд, правда, у нас и населения в 10 раз меньше, чем в Китае) и товар на $86 млрд идет через бондовые склады. То же самое по странам ЕС: в этом году дело идет к тому, что там 60% товаров пойдет через бондовую схему. Потому что это удобно всем: и продавцам, и покупателям и государству.

Интересно, что эта новая история не подменяет собой классический кроссбордер, а фактически создает новый рынок, куда перетекают потоки оптовой торговли. У нас, по скромным подсчетам аналитиков, этот рынок в ближайшие 5 лет составит $10 млрд, из которых $5 млрд составит поток экспорта, и еще $5 млрд - поток транзита, которого у нас сейчас практически нет, потому что нашу страну все грузы стараются объехать стороной из-за драконовских тарифов и проблемной логистики. Между тем, у нас есть явное географическое преимущество, которое мы просто не можем реализовать.

Как пандемия изменила ретейл, читайте здесь.



Сегодня основными бенефициарами потока грузов через бондовые склады являются Латвия и Гонконг. Через эти страны идет более 80% всего кроссбордера. Это странно, потому что с точки зрения географии, это они нам должны платить, а не мы – им. Но вот такая кривая логика.
  
В развитии темы бондовых складов дальше всех пошли китайцы. У них уже есть технология, которая пока не применяется больше нигде. Это создание так называемых бондовых зон. Допустим, мы шьем трусы. И в такие зоны прибывают комплектующие: сатин, нитки, пуговички, кружева – все что требуется. А там на месте сидят ребята со швейными машинами и делают из этих комплектующих готовую продукцию с 0 налогом. И эта продукция резко становится конкурентоспособной по цене.

Кстати, развитие бондовых зон, китайцы начинали не с пошива трусов, а с более высоких технологий. Всем известная фирма Xiaomi начинала свой рыночный путь именно там. Многие россияне могут посмотреть на свои смартфоны и оценить, как у них эта работа получается. Но это следующий шаг в развитии бизнеса и производства в широком смысле этого слова. Для нас это особенно актуально, потому что основная наша проблема в том, что в нашей стране все плохо с производством. Мы ничем не уникальны в этом мире. Бондовые зоны могут эту проблему решить.

Как получить гарантированный сбыт после кризиса, читайте здесь.




Но пока мы на пороге появления в нашей стране первых бондовых складов. Законодательство под эту тему готово. И в течение года данная проблема будет в стране решена. Готовьтесь морально. О точках, которые переходят на бондовый режим мы будем широко говорить. Пока все, в чем говорится на рынке, это больше PR-истории и фантазии, чем реальные проекты. Но, повторюсь, через год эта тема выстрелит. Бондовые склады помогут решить важную проблему кроссбордера – проблему быстрой доставки, что связано с упрощением таможни. Это большой сервисный плюс. И опыт соседних стран, той же эстонской почты (к слову, как это не смешно, сегодня это одна из самых прогрессивных и быстрых почт в мире) показывает, что бондовый склад - очень удобный инструмент для работы по всему свету.

Из выступления на конференции «Трансформация оптовой торговли»