Рынок ретейла и торговой недвижимости из-за пандемии и экономического кризиса стремительно меняется. Не все изменения пока заметны глазу. Но все они серьезные и потому достойны внимания. Какие же новые тренды придется пережить рынку в течение ближайших нескольких лет?

1

 Макароны в почтовом ящике

Один из главных факторов, который влияет сегодня на успех ретейла (прежде всего, бурно растущую интернет-торговлю) – это скорость доставки. Логистика должна драматически измениться. Прежде всего, должно максимально сократиться ее «плечо». Как? За счет кучности заказов. 

Представьте высотный дом. Если бы все его обитатели заказывали товары с доставкой, логистика стоила бы копейки. И это вполне возможно, если использовать, например, мощности и инфраструктуру Почты России. Да, вполне возможно, что макароны скоро будут класть в почтовый ящик. Конечно, утрирую. Для подобной доставки в подъезде должно быть 4 вещи: постамат для продуктов глубокой заморозки и средней заморозки, постамат с подогревом и ящик для сухих товаров. Человек сможет купить любые продукты и в удобное время в тапочках спуститься на первый этаж и забрать их из ящика. Так мы получим новую модель потребления. Но она будет актуальна, когда в Интернет перетечет 50-60% потребителей. Сейчас их у нас 3-5%. К слову, Китай до пандемии анонсировал 35% проникновения Интернета. Сейчас эта цифра значительно выросла. А когда она удвоится, такой «ретейл от ЖЭКа» будет целесообразен.

2

Нишевые маркетплейсы и блокчейн

Современные маркетплейсы – довольно жесткие, я бы даже сказал, авторитарные системы, которые диктуют своим участникам условия работы. Но такая жесткая централизация нравится далеко не всем. А значит, неизбежны перемены. Один из сценариев развития маркетплейсов – создание нишевых торговых площадок для сообществ потребителей.

Дело в том, что в последнее время в сети активно создаются потребительские микро-группы по интересам. Глобальные тренды этим группам не особенно интересны. У них есть свои: кто-то заточен под ЗОЖ, кто-то под шеринг, кто-то кучкуется по социальному статусу (например, молодые мамочки). Микро-группы формируют запрос на товары и услуги. И этот запрос могли бы удовлетворять нишевые маркетплейсы. 

Создать такую площадку довольно просто. Сложнее наладить логистику. Но ее можно взять на аутсорсинг. Легкость создания маркетплейсов приведет к очень высокой конкуренции в этом сегменте. 

А в перспективе мы, скорее всего, перейдем к торговле на распределенных реестрах, по технологии блокчейн. Ее несколько опорочили биткоины. Но, на самом деле, это технология будущего. Суть ее в том, что запись, однажды сделанную с ее помощью, невозможно подделать. Она одновременно хранится на множестве компьютеров. И чтобы ее поправить, нужно получить доступ ко всем из них. А это нереально. Как это работает? Например, поставщик отгрузил товар, и этот факт в компьютерной системе абсолютно прозрачен. С помощью блокчейна можно, например, проследить путь материала, из которого сделана рубашка. Видишь, где собрали хлопок, где его обработали, какая получилась наценка на сырье. И так - по любой группе товаров.    

3

Товар под заказ

Благодаря развитию технологий, появляются прямые связи между производителем и потребителем. А посредники становятся не нужны.  

Сейчас производитель шьет коллекцию одежды за год и надеется, что покупатель ее купит. Чтобы простимулировать продажи, брендовые экосистемы транслируют свои ценности на социальные группы. И их лидеры часто получают приличный доход за поддержку брендов. Но в современном мире бренд теряет силу, уступая место реальным нуждам потребителя. Поэтому очень скоро сложившаяся система развернется: не бренды будут транслировать свои ценности социальным группам, а наоборот - группы по интересам будут транслировать свои пожелания ретейлу и производствам. Конечно, кухарка не может управлять государством. И чтобы пожелания социальных групп были услышаны, в них должны быть профи, не связанные с брендом или производителем, но способные говорить с технологами и разработчиками на одном языке и вместе с ними создавать новый продукт.

 Думаю, сообщества будут даже готовы инвестировать в такой продукт, потому что они его ждут. Например, мамочки поняли, что крышку у коляски надо сделать по-другому. В их сообществе вырабатывается мнение на этот счет и транслируется через лидера технологам. И так появляется вещь, которую многие мамочки заранее готовы купить. А если после выхода продукт не взлетает, ни у кого никаких претензий нет, поскольку сами потребители идею продвигали и финансировали. 

В такой схеме мы получаем, по сути, гарантированный сбыт. Причем, потребители помогают ретейлу сделать интеграцию назад, то есть, стать производителем. У ретейла появляется шанс получить широкую аудиторию и премию не за красивый раздутый бренд, а за большую вовлеченность. Причем, когда покупатель дает задание, стоки могут оказаться нулевые.

В этой новой реальности ретейлер станет витриной для производителя. Он будет собирать данные, тасовать и оцифровывать аудиторию. И получит гарантированный спрос. Фантастика!

Кстати, эта идея пришла на наш рынок из кибер-спорта. Там многие темы (и формы управления, и методики создания продукта и др.) обкатываются до внедрения в повседневность.

4

 Супер-биржа

Напомню, что сейчас активно идет процесс коммодизации товаров (от английского commoditization, что означает переход продукта из марочной категории в категорию рядовых – прим. ММ). Классический пример таких товаров – нефть, зерно, сталь. У них нет бренда, но есть четко описанные характеристики. Эти товары требуют биржи. Понятно, что в повседневной жизни мы не можем торговаться за каждую баночку детского питания и каждые носки. Это абсурд! Но, тем не менее, это наше общее будущее. Как это будет выглядеть объясню на примере умного холодильника. Есть уже такие агрегаты, которые в отсутствие человека сами заказывают недостающие продукты. Обычно они завязаны на одну торговую сеть. Но кто сказал, что они в перспективе не смогут связываться с разными складами и магазинами по всему свету, сравнивать цену на нужный товар и покупать самый выгодный? Это и есть супер-биржа – контакты покупателя с разными контрагентами.

5

Цифровые двойники

Этой темой сейчас бредят все крупные ретейлеры. Что это такое? Чтобы это понять, надо вспомнить, как сейчас создаются, например, машины или самолеты? Сначала делают их цифровую версию. Это, по сути, формулы - код, который знает и повторяет движения машины в физическом мире и может рассчитать, что с ней произойдет в разных ситуациях. Потом делают одну физическую модель и смотрят, как она себя ведет. Если поведение в реальности совпадает с поведением цифрового двойника, дальше испытания не проводят, принимают результаты расчетов и запускают машину в серию.

То же самое будет происходит в ретейле. Будет создаваться цифровая модель магазина, в который ходят виртуальные люди и покупают оцифрованный товар. Каждому покупателю создадут цифрового двойника, который будет знать его привычки и пристрастия, его особенности. Этот цифровой двойник будет проводить супер-биржу товаров, то есть возьмет на себя всю рутину по поиску товара, а человеку останется только одобрить его выбор. Эта схема немного фантастически выглядит, но за этим нечего сложного нет. И все станет реальностью очень быстро. 

Почему уязвимы и маркетплейсы, и гипермаркеты, читайте здесь.


Меняются не только форматы торговли, но и участники рынка. В ближайшее время мы увидим в ретейле новых игроков. Кто же это?

1. Банки
У них для того, чтобы стать полноценными игроками в ретейле, в принципе, все цепочки подготовлены. Они и раньше кредитовали и покупателя, и производителя, и ретейлера, и торговую недвижимость. Но есть две большие разницы. Первая: прежде банки давали деньги, и не знали, что заемщики с ними делали (разве что, могли отчеты посмотреть). А сейчас у них появились инструменты, которые помогают видеть, как и что ретейлеры продали, какие у них связи с производителями и покупателями. Второе отличие в том, что раньше банкам интересно было просто дать деньги и заработать проценты. На этом их миссия заканчивалась. А сейчас им интересно погрузиться в процесс и самим играть в эту игру. Недаром в составе акционеров компании «Самокат» нет ни одного ретейлера. Зато есть Сбербанк. И таких историй будет все больше.

2. Производители
Уязвимое место современного ретейла, особенно продуктового – это отсутствие уникального товара. Он есть только у производителя. И, в принципе, дойти с этим товаром до потребителя сейчас не проблема. Это гораздо проще, чем ретейлеру создать свой уникальный товар. Поэтому производитель может стать весомым игроком рынка ретейла. 

3. Технологические компании
Они становятся игроками рынка ретейла, потому что приходят с другими принципами цифрового мира. Вспомните экспресс-доставку. «Пятерочки» и «Магниты» стоят на каждой улице. Казалось бы, разве трудно добавить туда курьера, который возьмет товар с полки (даже не со склада) и отнесет в соседний подъезд? Но они этого не делали и не делают. А технологические компании видят в этом потенциал и приносят новые идеи. Это все равно, что прийти с законами Ньютона в квантовую механику.

4. Логистические компании
Они - бенефициары цифрового уклада. Во время карантина все мы увидели, что без них никуда. Даже Wildberries создал свою логистику и никому не отдает. И OZON. Надо за ними внимательно смотреть. Пока никаких прорывных идей я у них не увидел, но они могут появиться. 


Мнение Бориса Агатова об уроках китайской пандемии для российского ретейла читайте здесь.



А вывод такой. Мир после пандемии будет цифровым. И эта цифровая надстройка будет становиться все больше и больше. Она не имеет предела. Те, кто сможет использовать новые возможности, и завоюет рынок.

Из выступления на вебинаре "Стратегия развития ретейла на три года".