«Почта России» оформит розничную лицензию на реализацию фармацевтической продукции, чтобы запустить доставку лекарств через свои отделения, заявил заместитель генерального директора по почтовому бизнесу и социальным услугам «Почты России» Ярослав Мандрон на конференции OMNI PHARMA. «Мы намерены сделать фокус на доставку лекарств на селе. Для нас это понятный клиент, мы с ним давно и успешно коммуницируем. Мы претендуем, чтобы у сотрудников почты была возможность доставлять лекарства», — уточнил он. Курьерами выступят почтальоны.

Сейчас у «Почты России» 42 тыс. отделений в России, большая часть их них, 30 тыс. отделений, расположены в сельской местности, более того, в стране насчитывается 10 тыс. населенных пунктов, где кроме почты нет никакой другой государственной инфраструктуры.

«Мы провели опрос среди наших клиентов. Если в городе дистанционная продажа лекарств входит в топ-5, а в крупных городах в топ-10 направлений, которые нам стоит развивать, то на селе доставка лекарств — это проблема номер один. Это то, что действительно волнует людей. Для старшего поколения покупка лекарств является проблемой. Они вынуждены заказывать покупку лекарств своим родственникам или знакомым, которые едут в город, потому что не могут их купить рядом с домом. Когда мы поняли, что тема насколько значимая, мы стали активно работать над ее решением», — так Ярослав Мандрон пояснил выбранную стратегию развития нового направления для «Почты России».

Справка

ФГУП «Почта России» — федеральный почтовый оператор, входит в перечень стратегических предприятий РФ. У нее 42 тыс. отделений по всей стране и около 350 тыс. почтовых работников. Ежегодно «Почта России» принимает около 2,5 млрд писем и счетов (из них 1 млрд — от госорганов) и обрабатывает более 365 млн посылок. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через «Почту России», составляет около 3,2 трлн рублей (пенсии, платежи и переводы).

В августе 2019 года стало известно о разработке концепции «Центры притяжения» о преобразовании отделений «Почты России» в современные центры, где будут оказывать банковские, образовательные и медицинские услуги, продавать товары народного потребления и алкоголь. Реализация проекта рассчитана на 2020-2027 годы, его стоимость оценивается в 85 млрд рублей.



«Наша сильная сторона — это логистика, большое присутствие по стране и доверие. Почтальонам всегда открывают дверь», — подчеркивает он. Низкие доходы населения в сельской местности «Почту России» не пугают. По словам замдиректора ФГУП, стоимость препаратов с одним действующим веществом у разных производителей может отличаться в разы и при необходимости всегда можно подобрать более дешевый аналог.

Торговать по закону
Для реализации этих планов необходимо переписывать федеральное законодательство. Сейчас официально в России продажа лекарств через Интернет запрещена. Несмотря на это, многие интернет-аптеки предлагают своим покупателям услуги по бронированию — заказанные через сайт препараты можно получить в ближайшей аптеке. Законопроект, отменяющий запрет на продажу лекарств через Интернет с доставкой на дом, находится на рассмотрении в Госдуме с 2017 года. На прошлой неделе профильный комитет Госдумы по охране здоровья одобрил и рекомендовал к принятию поправки ко второму чтению этого проекта. Онлайн-продажу безрецептурных препаратов планируется разрешить с 1 июля 2020 года, рецептурных — с 1 января 2022 года. Продажу рецептурных препаратов отложили, поскольку для нее нужны электронные рецепты, которые большинство российских врачей оформлять не умеют.

Пилотным регионом для внедрения электронных рецептов стала Белгородская область. За 2 месяца к системе удалось подключить более 100 медицинских организаций и аптек, обучить 1 тыс. врачей, рассказал генеральный директор ООО «Медиката» Борис Городецкий. По его словам, сейчас компания ведет переговоры о выходе еще в пять областей в ЦФО. «Дорожная карта» по развитию телемедицинских технологий в России предусматривает, что к 2023 году не менее 70% государственных медучреждений должны выписывать электронные рецепты.

«Тема, которая всех будоражила летом, что курьерами по доставке лекарств должны быть люди с фармацевтическим образованием, с повестки Госдумы снята. Курьеры — это не фармацевты», — констатирует заместитель генерального директора компании Stada Иван Глушков.

Принятие закона в такой редакции открывает возможности для почтальонов «Почты России». «Нам бы хотелось, чтобы с нового года разрешили не только доставку безрецептурных препаратов, но и рецептурных тоже. Мы ждем максимально быстрого выхода этого закона», — подчеркивает Ярослав Мандрон. В компании не считают, что при запуске дистракционных продаж будут конкурировать с компаниями, которые давно работают на этом рынке. В небольших населенных пунктах, в которых они намерены продвигать свои услуги по доставке лекарств, держать обычную аптеку экономически нецелесообразно. Этим обещаниям верят не все.

Оказаться на обочине рынка
«Проблема обеспечения лекарствами небольших населенных пунктов есть, спасибо, что руководство «Почты России» обратило на нее внимание. Но где гарантии, что «Почта России» ограничится только сельской местностью, где нет аптек, и не пойдет дальше?» — опасается Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). Она отмечает, что поправки к закону о дистанционной торговле лекарствами предусматривают, что этим смогут заниматься и оптовые компании, при условии, что получат розничную лицензию. Нелли Игнатьева прогнозирует, что руководство «Почты России» захочет использовать логистические мощности компании не только для доставки, но и для оптовых поставок лекарств.

Топ-20 аптечных сетей в России смотрите здесь



«Когда на рынок выходят новые крупные игроки, сам рынок от этого больше не становится. Малые населенные пункты никого не интересуют. Самая большая борьба развернется за крупные города, где маржинальность выше», — прогнозирует собственник аптечной сети «Здоровье» Василий Слепов. Он говорит, что пробует работать с маркетплейсами, но его опыт показывает: больших денег для аптек там нет. По его прогнозам, в ближайшие 3-5 лет до 30% аптек станут лишними на рынке.

«Все, что отнимает у нас клиентов, выручку и EBITDA (прибыль до вычета налогов. — Ред.), очевидно, является нашим конкурентом. Любые новые игроки, крупные электронные площадки», — уверен генеральный директор сети «Фармия» Роман Кубанёв.

О планах приступить к торговле лекарствами после принятия закона объявляли в Aliexpress, маркетплейсе от «Яндекса» «Беру». Wildberries уже заключил договор о доставках с фармдистрибьютором «Протек» (пока они настаивают, что речь идет о поставках нелекарственного ассортимента), Ozon еще в прошлом году начал продажу лекарств с доставкой в пилотном режиме в Москве, Подмосковье, Петербурге, Ленинградской и Тверской областях.

Подробнее о том, как маркетплейсы собираются расширять свой ассортимент, смотрите тут



«Аптечный ассортимент на Ozon сейчас минимальный. С принятием закона у нас появится возможность подключать к нашей системе аптеки, чтобы покупатели могли делать консолидированный заказ: в одной корзине оплачивать и продукты, и лекарства. Стоимость доставки будет уменьшаться за счет достаточно большого среднего чека», — рассчитывает директор по связам с государственными органами Ozon Сергей Кучушев. Он считает: бороться с нововведениями бесполезно. «Есть хорошее выражение: не можешь победить — возглавь. Сейчас мы находимся в той точке, когда аптечные сети могут присоединиться к маркетплейсам, чтобы вместе сделать классный продукт как для потребителей, так и для них, — настаивает Сергей Кучушев. — В противном случае дистанционная торговля все равно сделает это, но без них».

На основе выступлений на конференции OMNI PHARMA