Ювелирная розница переживает пандемию непросто. Мы видим, что пока очень рано подводить итоги. Есть четкое понимание того, что та осень, по которой цыплят считают, наступит году так в 2022, не раньше. Следующий год продолжит заколачивать гвозди в крышку ювелирного рынка. Очень много ужесточений со стороны государства, помимо тяжелой экономической ситуации. Наше главное преимущество в этой ситуации - широкая география и множество форматов.

Предновогодние продажи я бы оценил пока на 4 с минусом. Сами новогодние продажи оценим после 31 декабря, пока прогнозы строить бесполезно. Главный урок, который мы извлекли из пандемии - ювелирные изделия будут покупать всегда. И наша задача - сделать лучшее предложение клиенту. По всем параметрам. Из тенденций, мы видим, что последние годы стали покупать больше серебра, об этом много говорится. Но наш главный товар по-прежнему золото. Цены на ювелирную продукцию выросли в этом году в 1.5 раза.

Топ-10 ювелирных сетей



На рынке ювелирной розницы актуальны общерыночные тенденции - рост e-commerce, социальные сети, персональные предложения. Мы видим, что соцсети – это очень важный канал, и там точно нет предела совершенству, поскольку скорость изменений выше наших возможностей меняться. Мы всегда догоняем. Сейчас вот, например, думаем как оседлать TikTok. Если говорить про e-commerce, торговли в интернете как таковой нет, это уже давно единый процесс продажи. Не важно, только ли человек поизучал, посравнивал и ничего не купил, либо оплатил и заказал доставку. Все сценарии важны и в каждом должен быть лучший клиентский опыт. Опять же - нам есть куда стремиться, но мы очень стараемся.

Еще мы понимаем, что ювелирный рынок консервативен - важно иметь хороший адрес, хороший ассортимент и хорошие цены. Это правило универсально на протяжении всего времени существования рынка и будет таковым ещё лет 10, я думаю. За год мы закрыли не так много магазинов, несколько десятков. В основном из-за разногласий с арендодателями. Но это всего несколько процентов от всей сети, поэтому особо не почувствовали. При этом работаем над качеством - сейчас освобождаются интересные локации и стараемся переезжать в них.
Если говорить про то, как чувствуют себя отдельные регионы, тут все меняется. К примеру, в первую волну Сибирь была лучше всех. Но, видимо, своё отгуляли, и во вторую волну ее накрыло сильнее других. Как пример - Бурятия - единственный пока регион, вводивший двухнедельный локдаун. В остальном чётких закономерностей нет, все зависит в первую очередь от эпидемиологической ситуации.

Думаю, через год будет интересно посмотреть, что станет с рынком. Тут и маркировку вводят, и налоговые режимы пересматривают. Это помимо ковида. Про маркировку лично моя позиция такая - это похоже на неизбежное зло. Оно, видимо, наступит по любому, но стоит отметить адекватность работников регулятора, в данном случае Минфина, которые прислушиваются к разумным обоснованиям, и действительно думают о бизнесе. Это редко встречается сегодня. Пока все эти нововведения ещё не оказали прямого влияния на рынок. После первой волны был довольно резкий отскок и у многих, думаю, временная эйфория. Никто не смотрит, что плот стремительно к водопаду приближается. Это мое реальное мнение про следующий год - два. У нас ломбарды, производство, розница. Где-то легче, где-то сложнее, но по крайней мере все дополняет друг друга. Надеюсь, протянем.

Вынуждены быть акулой, иначе сожрут: интервью Алексея Феликсова