Ретейл всегда отличался высокой текучкой кадров. Так, например, в начале 2020 года на 10 вакансий в среднем приходилось по семь кандидатов. Однако за период пандемии соотношение открытых вакансий в сегменте ретейла уже в 2 раза превысило количество резюме и откликов на них. По данным hh.ru, в Петербурге с начала этого года рост вакансий в ретейле составил 52%. И если раньше в линейном персонале был запрос на качественные и опытные кадры, то сейчас перед HR-специалистами стоит задача просто найти и вывести человека на работу.

Кризис кадров начался из-за оттока мигрантов, которые в период пандемии вернулись на родину и уже не смогли приехать вновь. В этом году был принят новый закон, обязывающий предоставлять дактилоскопические данные и проходить медицинское обследование, что наряду с приобретением патента, полиса ДМС и обязательной сдачей экзамена по русскому и истории сильно удорожает и затрудняет условия для трудоустройства мигрантов.

Кроме того, многие жители из регионов также решили на время пандемии уехать домой. Им просто не потянуть расходы на жизнь в мегаполисе в условиях резкого сокращения доходов.


Также нельзя забывать и про психологический барьер — пока невозможно спрогнозировать, как будет развиваться очередная волна, будет ли новый локдаун и не отправят ли работников магазинов сидеть по домам в неоплачиваемом отпуске снова.


Кроме того, не всех мотивирует и необходимость вакцинироваться.

Помимо этого, розница столкнулась с высокой конкуренцией за линейный персонал с другими отраслями. Так, например, наиболее яркой стала тенденция перехода людей в курьерские службы. Спрос на курьеров за пандемию вырос в 8 раз. И для того, чтобы удержать существующие и привлечь новые кадры, компании резко подняли уровень заработной платы. Сейчас в среднем по рынку Петербурга зарплата курьера составляет от 50 тыс. рублей. Безусловно, это спровоцировало массовый переход людей в службы доставки.

Ретейл сейчас катастрофически не добирает людей на основные линейные позиции. По сути, это те профессии, которые и обеспечивают функционирование любого магазина: продавцы, кассиры, грузчики. Отсутствие последних, кстати, сейчас наиболее заметно — это тяжелая и совершенно мужская вакансия превосходит по трудозатратам и проигрывает по доходам вакансии курьера, и закрыть эту дыру многим ретейлерам сейчас сложнее всего.

Чтобы справляться с образующимися дырами в сезонные пики нагрузки, розничные компании всегда подключали аутсорсинговые агентства. Но из-за пандемии и они сейчас страдают от дефицита кадров. В целом стоимость найма одного сотрудника значительно увеличилась. Например, сейчас в Петербурге на одну вакансию в ретейле приходится в среднем одно-два резюме, что критически ниже докоронакризисной нормы в четыре-пять кандидатов на вакансию. Происходит это как из-за сложившегося дефицита кадров, так и из-за того, что компаниям необходимо повышать зарплату и придумывать бонусы для привлечения людей. Но по факту проблему это не решает. Те сотрудники, для кого зарплата является основной мотивацией, довольно быстро находят другие варианты с еще более высоким окладом, зачастую просто переходя к конкурентам.


Многие HR-специалисты сейчас при найме делают упор на бонусы и преимущества, которые получает сотрудник, приходя к ним в компанию.


Они стали вкладываться в развитие программы well-being: жителям из других регионов компании оказывают помощь при релокации, предоставляют питание, компенсируют расходы на проезд, организуют скидки для сотрудников, корпоративные мероприятия, мотивационные программы по развитию с дальнейшей возможностью карьерного роста и т.д.

Некоторые пытаются решать проблему путем релокации своих сотрудников из одного региона в другой или, если сеть локальная, с помощью вывода людей из одной точки на другую. Однако немногие из линейного персонала действительно готовы на переезд или работу в отдалении от дома. Во многом в розничную торговлю идут именно из-за удобства локации. Практически все крупные ретейлеры ведут промокампании по привлечению новых сотрудников, а также налаживают связи с университетами, стараясь привлечь студентов. Компании сейчас как никогда готовы вкладываться в обучение, рассчитывая вырастить персонал «под себя».

Помимо проверенных методов ретейл оказался готов пробовать и новые решения. Заметно вырос спрос на временных исполнителей. В отличие от классических аутсорсинговых агентств, сервисы временных исполнителей работают с самозанятыми, которые выходят под конкретные задачи от нескольких часов в день. Ядро аудитории сервисов part-time исполнителей составляют те, кто уже имеет постоянную работу и хочет подработать в свободное время, или те, кто по каким-то причинам не может работать постоянно, но точно так же хочет и готов находить варианты для заработка.

Поэтому проблемы дефицита людей здесь, в отличие от других сфер, значительно меньше — нет конкуренции за людей, нет необходимости переманивать их с основного места работы, для них это вариант монетизировать свое свободное время.


И несмотря на то, что сам смысл сервисов временных исполнителей изначально немного иной и больше нацелен на повышение эффективности, сейчас и они используются как своего рода обезболивающее, помогающее в срочном порядке залатать дыры, чтобы хоть как-то обеспечить бесперебойную работу бизнеса.


 А вопрос эффективности уходит на второй план.

С наступлением осени ретейл сталкивается с еще большим масштабом бедствия. В сентябре традиционно люди возвращаются из отпусков, выходят на учебу и работу, у них становится меньше свободного времени. Кроме того, погода будет становиться хуже день ото дня — всё это факторы, способствующие росту онлайн-заказов. И это означает лишь то, что потребность в доставке будет только расти.

Таким образом, курьерские службы начнут еще активнее привлекать к себе новых людей, скорее всего снова повышая зарплаты и оставляя остальные отрасли без рабочей силы. Текущая ситуация с дефицитом кадров только сильнее эскалируется, и ретейлерам придется искать дополнительные инструменты привлечения, облегчать и корректировать условия под постоянно меняющийся рынок труда.

Как справляться с дефицитом персонала на ресторанном рынке