Любое потрясение в обществе всегда вызывает ряд последствий, и чем дольше по времени потрясение длится, тем последствия являются более затяжными и разрушительными для человека, общества и бизнеса. COVID пришел в нашу жизнь в марте 2020-го, и вот уже больше года он живет вместе с нами в близком соседстве, нанося удары не только по здоровью, но и по экономике. В моем понимании COVID является серьезным кризисом, только если раньше в основе кризисов лежали нефть, курсы валют, политика внешняя и внутренняя, то теперь все намного злее, потому что мы столкнулись с биологическим кризисом, который является более злым и непредсказуемым по сравнению с обычными кризисными явлениями.

Если говорить про рынок питания, то COVID-кризис нанес по нам немало ударов. Но все можно восстановить, было бы желание и ресурсы. Главным ресурсом в нашем бизнесе являются люди, и тут кроется самое коварное влияние COVID на бизнес.


Ситуация с персоналом в целом в отрасли торговли катастрофическая, а в ресторанной сфере даже не знаю, как ее обозначить, чтобы передать тяжесть и ужас того, что происходит с персоналом.


Почему так произошло, в чем проблемы.

1. Каждый человек хочет стабильности — в понимании персонала ресторанный рынок и сфера питания похожи сейчас на минное поле, никогда не знаешь, когда тебя вновь «подорвут» и закроют. Кому хочется работать в такой атмосфере, когда непонятно, что будет завтра или через месяц? Плюс есть ряд коллег, которые не смогли по разным причинам выполнять свои обязательства по зарплате, что тоже наложило отпечаток на ситуацию и репутацию отрасли. Любой кандидат сейчас оценивает общепит для себя как работу повышенного риска и вакансии рассматривает в последнюю очередь или при большой безысходности.

2. К сожалению, в столицах ситуация такова, что работу в общепите местные жители расценивают как «черновую», «неблагодарную» и «мало оплачиваемую». Специально взял термины в кавычки, потому что искренне считаю, что это не так. Сейчас каждого сотрудника настолько холят и лелеют, чего раньше вообще никогда не случалось в принципе, да и уровень зарплат уже превышает уровень зарплаты квалифицированного специалиста. Ну так вот, пока местные жители считали, что работать в ресторане — это адский кошмар, их заменяли граждане союзных республик. С началом пандемии многие уехали домой и возвращаться пока не особо и планируют. А те, кто остался, бегают по компаниям и создают атмосферу конкуренции заработных плат, что тоже так себе влияет на бизнес. В регионах, насколько я знаю, дело с этим обстоит проще. Но в целом кризис с персоналом в отрасли серьезный. Просто в крупных городах он больше выражен.


Меняется психология жителей, мало кто хочет заниматься физическим трудом, когда в примерах блогеры и инстаграмщики с их показухой и образом жизни.


3. Вакцинация — люди не хотят прививаться. Так как просветительской работы проводится недостаточно, люди боятся прививаться, думая, что у них сразу вырастут рога и хвост отвалится. Вакцинация сейчас — это обязательное условие для работы в общепите. Но, пока мы говорим, что без прививок в ресторан работать не возьмем, у нас отжимают людей стройки и компании, которые работают «вчерную» и готовы взять сотрудника без прививки. Вот эта ситуация вообще непонятна. Получается, компании, которые стараются выполнять все требования, остаются не у дел. Надо решать вопрос на государственном уровне, проводить больше разъяснений, просвещать людей и сделать так, чтобы правило о прививке в определенной сфере никто не смог обойти.

Можно долго сокрушаться, но возникает вопрос, что делать.

1. Зарплата — за последний год мы трижды меняли почасовую ставку для сотрудников. На сегодняшний день ставка составляет 200 руб./ч (на руки, без учета налогов). Откуда берем ресурсы на это — сокращаем офисные косты, учредители отказались от своих зарплат для того, чтобы удержать и сохранить бизнес. Закрываем объекты, которые сейчас дают неочевидный результат по прибыльности. Если раньше ради имиджа можно было себе позволить держать нерентабельные объекты, то сейчас точно нет.

2. Мы вводим различные финансовые плюшки/надбавки. Например, при определенном уровне выручки включается надбавка за интенсивность в размере 500 рублей за смену и ее получает каждый сотрудник на смене. Чтобы удерживать персонал, также ввели надбавку за стаж, включаем ее уже через полгода работы в компании, и каждые полгода сумма увеличивается.

3. Работает программа «приведи друга»: если сотрудник приводит своего знакомого, то получает после прохождения другом испытательного срока премию в размере 5 тыс. рублей.

4. Невозможно до бесконечности играть в гонку зарплат, поэтому немало внимания мы уделяем психологической атмосфере в коллективе, постоянно пропагандируем и говорим о том, что сотрудники — наша самая главная движущая сила, главная ценность. Стараемся правильно общаться с персоналом, давать правильно обратную связь по работе, чтобы людям было комфортно работать с нами. Но при этом все равно остаемся непоколебимыми и не прощаем никаких серьезных нарушений. Это очень важно. Нужно быть требовательным и справедливым руководителем для своих сотрудников, но при этом не давать никому возможности «сесть тебе на голову».

5. Большую часть внимания и времени уделяем обучению новых сотрудников — есть четкие схемы, процедуры. У нас очень заинтересованный менеджмент, который понимает, что сотрудники — это двигатель компании, поэтому стараемся с первого дня работы вовлечь нового сотрудника в общую атмосферу.

Лично меня пугает гонка зарплат, это деструктивный путь, который в итоге подкосит многих. Нам, конечно, нужен приток новых сил и новых людей. Прежде всего хочется, чтобы восстановился поток людей из-за границы, которым данная работа интересна и которые готовы работать вместе с нами.


Конечно, хотелось бы, чтобы и местные жители меняли свои взгляды на работу и шли к нам, но пока это больше похоже на фантастику, особенно в сегменте фастфуда.


Но я искренне не понимаю стенаний людей, которые лежат на диване и сокрушаются, что работы нет. Работа есть, и уважение есть, и платят за нее достойно. Только деньги просто так с неба не падают, надо приходить и работать — и получишь достойную зарплату за свой труд.

Как рестораны ищут кадры