Сейчас, по данным ФНС, почти 22% от общего числа налогоплательщиков применяют ЕНВД. Его можно совмещать с другими режимами налогообложения, что дает возможность бизнесу осваивать новые направления и виды деятельности с минимальными издержками и рисками. Приведет ли отмена ЕНВД к большим неприятностям для бизнесменов, в том числе тех, что заняты в сфере торговли? MarketMedia узнал мнение экспертов и участников рынка.

Справка

ЕНВД — это один из вариантов сбора налогов, который доступен не всем предпринимателям. Говоря простыми словами, «вмененка» не зависит от прибыли, а изменяется государственными деятелями путем внедрения коэффициентов. Сумма ЕНВД зависит от вида деятельности бизнесмена, от коэффициентов, прописанных в Российском и региональном законодательствах. Также важен физический показатель, который обычно зависит либо от количества работников, либо от площади помещения, где реализовывается товар или оказывается услуга. «Вмененка» регулируется Налоговым кодексом РФ глава 26.



Мнения «против»


Ад независимых бизнесменов

Для бизнеса, который сидел на ЕНВД, отмена этого налога в любом случае будет стрессом. Бизнес станет менее предсказуемым, возникнут трудности переходного периода. Эта тема не актуальна для Москвы. Но очень болезненна для регионов, где данный налог платят многие предприниматели. В регионах — в производстве и торговле — сейчас творится страшная картина. Шесть лет снижаются доходы игроков рынка. И в этой ситуации перемены в системе отчетности, в самой организации процессов воспринимаются болезненно, поскольку сулят дополнительные потери. В регионах и так мы видим тотальную смерть деловой активности. Там благополучны только компании чиновников и силовиков. А всех, кто за рамками близкого к власти круга, откровенно мочат. Так у нас перекошена экономика. Даже язык не поворачивается назвать это рынком. Это ад, в который погружены независимые бизнесмены России.


Бизнес уйдет в тень

ЕНВД пользуется огромное количество предприятий. Это удобный для малого бизнеса налог, поскольку он рассчитывается не от оборота бизнеса, а от той площади, которую бизнес занимает. Он также удобен для государства, потому что сумма этого налога статична и его сбор можно планировать. Правда, есть другие системы налогообложения, которые дублируют суть ЕНВД. Об отмене этого налога говорят уже давно. Мое мнение — изменения нужно проводить в жизнь осторожно, чтобы бизнес не испугался и не ушел в тень. При отмене ЕНВД система налогообложения усложнится. Возможно, некоторые организации не смогут работать в новой ситуации. Это может привести к росту себестоимости товара, росту конкуренции и конфликтам.



Мнения «за»


Почему пусты муниципальные бюджеты

Никакой беды в отмене этого налога я не вижу. Его ввели, когда бизнес было трудно контролировать. Но сейчас у всех бизнесменов есть онлайн-кассы и налоговая может в любой момент запросить и получить нужные данные - все четко и понятно. У этого налога такая же база как у УСН. По сути, это одно и то же. И многие предприятия уже прекрасно работают по «упрощенке». Поэтому к росту цен отмена ЕНВД не приведет. Если кто-то в регионах говорит, что ставка налога в итоге вырастет, это значит только одно – до сих пор местные власти эту ставку занижали. У нас ЕНВД составляет плюс-минус 0,5% с оборота. В среднем по стране – 0,81%. За прошлый год общая сумма ЕНВД, поступившего в казну, составила всего 65 млрд рублей. Де факто это статистическая погрешность для бюджета страны. Но это те деньги, которые должны поступать в муниципальные бюджеты. Вот поэтому они у нас и пустые. Так что, налоговую систему надо упрощать.


Конец налогового нигилизма

Мы провели большое исследование, чтобы разобраться в этой ситуации. Его результаты показали, что ЕНВД — один из излюбленных режимов для торговых предприятий. Более 75% выручки всех субъектов, применяющих вмененный налог, дает именно торговая деятельность. При этом ЕНВД фактически не имеет ограничений по объему выручки — законодательно установлен лишь лимит по торговой площади 150 м2. Но он носит скорее формальный характер, поскольку в таком помещении можно разместить как среднее предприятие, так и крупный бизнес (с учетом допустимых в законодательстве оговорок и исключений). А вот лимит по выручке отсутствует, что позволяет вполне крупным предприятиям маскироваться под малый бизнес.

Применение ЕНВД, с одной стороны, значительно облегчает существование небольшим предприятиям, особенно в сфере услуг, но с другой — создает благодатную почву для злоупотреблений с налоговым режимом. Одной из самых распространенных на настоящий день форм «налогового мошенничества» с применением специальных режимов остается разделение крупного бизнеса на несколько условно не связанных предприятий, работающих с применением ЕНВД. Подобная схема позволяет недобросовестным предпринимателям конкурировать с реальным малым и средним бизнесом на заведомо выигрышных условиях, сохраняя сотни процентов дополнительной рентабельности. Это в целом негативно сказывается на развитии отрасли торговли, снижает ее прозрачность, подстегивает нездоровую конкуренцию. Кроме того, такие серые предприятия, пользуясь правом на упрощение первичного учета, зачастую становятся основным источником для формирования так называемого черного нала.

Учитывая все это, стремление правительства РФ повысить прозрачность торговли и перевести часть предприятий на другие налоговые режимы со справедливыми ставками — логично. Это будет способствовать оздоровлению конкуренции. Тем более что существующие в настоящий момент инструменты контроля за оборотом товаров, в том числе и введение системы маркировки товаров, позволяют устанавливать справедливые налоги, зависящие от реального оборота и дохода каждого конкретного предприятия, а не от абстрактного «вмененного» дохода, который был актуален 20 лет назад во времена всеобщего налогового нигилизма.

Переход на онлайн-кассы и внедрение системы маркировки товаров в целом способствовали обелению рынка и стали в итоге эффективным инструментом вывода отдельных сегментов розничной торговли из серой зоны. Так, например, введение маркировки для меховых изделий в качестве пилотного проекта наглядно показало объемы этого рынка — всего за 2 года наблюдаемая выручка в этом сегменте торговли возросла в 8 раз! Кроме того, маркировка сильно ударила по контрафакту и контрабанде. А система ЕНВД не позволяла выявлять в полной мере ни первое, ни второе.

Предложенный комплекс мер по выведению рынка из серой зоны в первую очередь направлен на устранение тех пробелов в Налоговом кодексе, которыми сейчас повсеместно пользуются недобросовестные игроки рынка.

Следует подчеркнуть (и наши расчеты это подтверждают), что для реального малого и среднего бизнеса (особенно в сфере услуг) гораздо выгоднее перейти на упрощенную систему налогообложения и платить фиксированные налоги с реального, а не условного дохода. Число предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения (за вычетом предприятий, сдающих нулевую отчетность), за последние 4 года возросло на 24%. При этом те риски, которые сегодня видят некоторые предприниматели и представители бизнес-ассоциаций, нельзя назвать оправданными — реальный малый бизнес выигрывает за счет здоровой конкуренции и дополнительного снижения налогового бремени при применении других специальных налоговых режимов в сравнении с ЕНВД.

В настоящий момент ЕНВД применятся в регионах скорее «лоскутно». В Москве, например, ЕНВД не существует в принципе. А в остальных регионах его местные коэффициенты расходятся настолько сильно, что для некоторых субъектов этот налог вообще не представляет интереса (в отдельных регионах он составляет менее 0,3% от их консолидированных бюджетов). Если в 2014 году налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, превышал сборы ЕНВД в 3 раза, то по итогам 2018 года этот разрыв достиг уже 6,5 раза.

Таким образом, единственное, о чем действительно стоит задуматься законодателям, — это вопрос, как сделать переход к полной отмене ЕНВД плавным для бизнеса и максимально смягчить адаптационный период даже для тех предпринимателей, которые не отреагировали на заблаговременное (5 лет!) объявление правительством РФ своих планов о его отмене.