Компания «Утконос», лидер российского рынка по доставке продуктов питания (у нее, по данным INFOLine, самый большой  оборот по итогам 2019 года - 10 млрд рублей или почти 30% рынка e-grocery), уже в этом году перешагнет границы родного московского региона и выйдет на новые рынки.

Об этих планах в конце прошлой недели сообщила директор по экономике и финансам компании Елена Супрунова, выступая на конференции «Информационные технологии в ретейле: диалог на высшем уровне». По ее словам, уже в сентябре «Утконос» намерен выйти на рынки Петербурга и Нижнего Новгорода. А в недалеком будущем — во все российские города-миллионники. «Мы верим, что наша услуга будет востребована. Сейчас подбираем на новых рынках необходимую для запуска бизнеса инфраструктуру», — сообщила она, но инвестиции в программу экспансии не раскрыла.

Напомним, что в прошлом году «Утконос» запустил доставку продуктов в московском регионе: в Туле, Калуге, Твери и Завидово. Компания доставляет более 40 тыс. наименований товаров (в том числе 20,4 тыс. в сегменте food) со склада площадью 61,5 тыс. м2, используя собственный транспорт и труд 2,5 тыс. сотрудников. Для повышения эффективности этой работы в прошлом году ретейлер запустил систему прогнозирования спроса, а в этом году планирует внедрить около 20 микросервисов, связанных с такими темами, как управление транспортом, финансами, системой лояльности, складскими мощностями.



Эксперты говорят, что в Петербурге, где по сравнению с другими регионами страны рынок доставки продуктов развит хорошо, «Утконосу» придется нелегко. «Здесь уже работают многие крупные игроки. Поэтому «Утконос», возможно, сделает ставку на переманивание покупателей из других сервисов, а не на рекрутинг новых клиентов. В любом случае выход в Северную столицу потребует от «Утконоса» многомиллионных инвестиций в покупку и наполнение складских помещений (dark store)», — считают в компании iGooods.

Эксперты указывают, что существующие на рынке сервисы уже задали определенный уровень качества оказания услуги и его придется соблюдать. «Сложнее всего «Утконосу» будет конкурировать по скорости доставки. В Москве они доставляют заказ на следующий день, а в Петербурге им надо сокращать сроки, потому что все остальные игроки делают это день-в-день. Но в целом приход опытного игрока сыграет на руку всему рынку, ведь все больше покупателей смогут перейти на покупку продуктов онлайн», — резюмируют в iGooods.


Как устроена экономика сервисов доставки, читайте здесь




Уроки географии
«Утконос» — не единственный онлайн-ретейлер, который расширяет географию работы. Сервис доставки продуктов и готовой еды «Яндекс.Лавка» в середине февраля тоже заработал в Петербурге. Это новый для компании рынок. Сделать заказ можно через приложение «Яндекс.Такси», где появилась специальная вкладка «продукты». Сейчас ассортимент «Яндекс.Лавки» насчитывает 1,5-2 тыс. позиций, из которых 20% приходится на готовую еду. Это намного меньше, чем у других сервисов доставки в Петербурге («Перекресток» доставляет 27 тыс. товаров, сервис iGooods — 30 тыс.), но зато заказ обещают привезти за 15 минут, поскольку «Яндекс.Лавка» будет работать через dark store — небольшие склады, расположенные по всему городу. На первом этапе их будет 11, а развозить оттуда заказы будут курьеры на велосипедах.

Также на днях сервис доставки «СберМаркет» сообщил о расширении сотрудничества с сетью «Лента». В рамках этого партнерства жители еще 12 крупных городов России уже в этом году смогут заказать на сайте sbermarket.ru или при помощи приложения десятки тысяч товаров из «Ленты». Их стоимость будет такой же, как в магазинах (действительны даже скидки и специальные предложения). А доставить заказ обещают в течение 2 часов. 


Как заполнить холодильник не выходя из дома, читайте здесь




Рынок мал, да удал
Объем сегмента доставки продуктов питания из магазинов конечным потребителям пока мал. По итогам 2019 года, по данным INFOLine, он составил 35 млрд рублей. Это примерно 0,2-0,3% от общего розничного оборота продуктов питания в России, который оценивается в 16-17 трлн рублей. Но этот рынок быстро развивается. За прошлый год его оборот вырос на 50% (годом ранее рост был аналогичный), говорят в INFOLine. А по оценкам Х5 Retail Group, к 2029 году его доля в общем объеме российской розницы достигнет 4,5%.

Правда, пока, по данным GFK RUS, в Интернете продукты питания покупают не более 7% россиян. Но в двух столицах, на которые ориентируется вся Россия, доля потребителей значительно больше: 26% и 20% домохозяйств Москвы и Петербурга соответственно уже покупали продукты онлайн.

По итогам 2019 года тройка лидеров по доставке продуктов питания на дом выглядит следующим образом: сервис iGooods, работающий в Петербурге, Москве и еще шести регионах страны (выполнил в 2019 году около 700 тыс. заказов), «СберМаркет» (ранее Instamart), работающий в городах-миллионниках (выполнил 420 тыс. заказов), и Golama, работавшая только в Москве и недавно закрывшая бизнес (около 300 тыс. заказов).

В России действует две основные бизнес-модели среди компаний по доставке. Первая — это когда продуктовые сети сами доставляют онлайн-заказы, вторая — доставка продуктов питания сервисными компаниями. «Я думаю, что победит в итоге одна какая-то модель. Например, в США рынок в руках у сервисных компаний, а в Европе — у продуктовых ретейлеров. В России рынок foodtech очень быстрорастущий и перспективный», — считает генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.

Как е-commerce становится повседневным, читайте здесь.




На данный момент сервис iGooods работает в Петербурге, Москве, Казани и еще пяти регионах России. В этом году мы тоже планируем увеличить количество городов присутствия, а также торговых сетей-партнеров. В ближайшее время объявим о выходе в несколько новых городов.

Самое сложное на новом рынке — это создать привычку у людей покупать продукты онлайн. Потребителям трудно доверить процесс выбора этих важных товаров совершенно незнакомому человеку. Им кажется, что кто-то может не обратить внимание на сроки годности продукта, цельность упаковки и внешний вид. Только качественный сервис может убедить клиентов, что можно доверять онлайн-покупке.

Да, в регионах, как и в столицах, доставка продуктов пользуется спросом. Везде есть молодые мамы, пожилые родители и просто занятые люди, у которых не всегда есть возможность потратить пару часов на покупку товаров в гипермаркете или закупку впрок. Кроме того, тащить такие покупки домой самому тяжело. Удобнее, чтобы кто-то другой донес их до порога. Кроме того, в некоторых городах спрос на доставку продуктов из магазинов растет из-за погодных условий, например из-за сильных морозов, а где-то плохо работают или часто ломаются лифты.

Так что рынок перспективный. Он ежегодно будет расти минимум на 50%. В ближайшее время доставкой будут охвачены все города-миллионники, за ними последуют города поменьше. Торговые сети, которые еще не перешли в онлайн, начнут постепенно вводить доставку продуктов, чтобы сохранить конкурентоспособность, — либо сами, либо через партнерство с сервисами доставки типа нашего.



На сегодняшний день «Самокат» насчитывает более 120 dark store в Петербурге и Москве (в пропорции 70/30). Так получилось, что мы стартовали именно в Петербурге в 2018 году. Другие участники часто рассматривают этот город, как региональный рынок. У нас же в Северной столице есть дома на 5 тыс. квартир, где 20% жителей пользуются нашим сервисом хотя бы один раз в месяц. Это очень большое проникновение. Летом 2019 года мы вышли в Москву, и сейчас активно наращиваем зону покрытия в двух столицах, открывая в месяц до 30 складов.

Через 3-4 года 20% потребления будет в онлайне, и это относится не только к москвичам и петербуржцам. Экономия времени - это общий тренд, а такие сервисы как наш становятся, своего рода, «продавцами времени». В конце прошлого года мы доставили миллионный заказ, и по нашим расчетам, помогли сэкономить людям в общей сложности 47 лет жизни.

Работа через dark store позволяет нам сократить время доставки до 15 минут, но задает и особые условия для расширения нашего бизнеса. Успешное развитие в любом регионе для нас связано с необходимостью в очень сжатые сроки с нуля построить целую инфраструктуру, которой ранее не было. Это капиталоемкий бизнес. И принято считать, что у крупных игроков с доступом к большим деньгам здесь больше шансов на быстрое развитие.

С другой стороны, при выходе на новые рынки нужно учитывать и особенности самого региона – от этого зависит ассортимент товаров, маркетинг, логистика и многое другое. Мы строим собственный ретейл, и напрямую сотрудничаем с поставщиками и производителями, в том числе и локальными. Поэтому при выходе в новые регионы главное для нас – найти партнеров, которые обеспечат бесперебойные поставки качественной продукции в зоны нашего присутствия. При работе со скоропортящейся продукцией это принципиальный вопрос.