Апокалипсис сегодня
За неполные 300 лет своего существования Челябинск превратился из небольшой военной крепости в один из мощных промышленных и торговых центров России. Во время последней войны в городе активно производили танки и другую тяжелую технику, за что в народе мегаполис прозвали «Танкоградом».
Тяжелая промышленность (в основном металлургия и машиностроение) до сих пор остается главным драйвером развития Челябинска — на ее долю приходится 38% от его валового регионального продукта. Промышленная активность, с одной стороны, привела к быстрому и существенному обогащению местных элит, а с другой — к разрушению экологии региона.
Сегодня в Интернете много мемов и шуток про смог Челябинска, а в «Твиттере» у города есть собственный хештег «#челябинскдыши». Водоемы в Челябинске, включая реку Миасс, на берегах которой раскинулся город, также загрязнены и опасны. А переполненная городская свалка, которая периодически горит, все равно продолжает принимать отходы, поскольку альтернативы нет. Даже местные власти признают, что экологический лимит города исчерпан.
«Челябинск — это город, где вообще нельзя жить», — так описал ситуацию в Челябинске член Совета по правам человека при президенте РФ Иван Засурский, посетивший мегаполис зимой прошлого года.
Плохая экология, разумеется, отражается на здоровье людей. Жители Челябинска на 15% чаще других россиян болеют раком (причем за 20 лет заболеваемость выросла в 2 раза) и на 20% чаще страдают от туберкулеза.
Уютом Челябинск также не блещет. Зимой он завален снегом, который очень плохо убирают. Местные жители в шутку называют огромные снежные сугробы «дубровскими холмами» — по имени губернатора Челябинской области Бориса Дубровского (он руководил областью с 2014 года, но ушел в отставку по собственному желанию буквально в минувший вторник, уступив место врио губернатора Алексею Текслеру). Весной сугробы начинают таять, и Челябинск утопает в грязи. А летом и осенью из-за проблем с ливневой канализацией в городе систематически затапливает подъезды в домах и даже целые микрорайоны. В Челябинске мало зелени, дороги разбиты, архитектура скудная...
Прибавьте к этому тревожную статистику по преступности (город входит в десятку самых криминальных мегаполисов России), и станет понятно, почему в Челябинске так высок уровень протестных настроений и почему 68% местного населения (данные опроса портала N1.ru) мечтают оттуда уехать. Причем не только мечтают, но и действуют. Бизнесмены активно переводят дела из Челябинска в другие регионы. Также город активно покидает молодежь, которая не видит карьерных перспектив на местном рынке (средняя зарплата в Челябинске по итогам 2018 года — 33 тыс. рублей, что на 9 тыс. рублей ниже общероссийского показателя). Население мегаполиса стремительно старее
Торговля и семья
Исторически Челябинск всегда развивался как торговый город. На начало этого года в городе представлено 5,3 тыс. предприятий торговли, из них 3,5 тыс. магазинов, 1,1 тыс. павильонов, более 600 киосков, пять рынков и 25 ярмарок. Их общая торговая площадь превышает 1,4 млн м2. По данным Челябинскстата, оборот розничной торговли города за 2018 год составил 155,5 млрд рублей, что на 11% выше показателя прошлого года (в сопоставимых ценах).
Обеспеченность качественными торговыми площадями регионов России
По данным JLL, Челябинск сегодня занимает 9-е место среди городов-миллионников России по насыщенности торговыми объектами: здесь на каждую 1 тыс. жителей приходится 314 м2 качественных торговых площадей, а арендная площадь местных моллов — почти 400 тыс. м2. Между тем, по данным местных экспертов, с 2015 года из-за падения доходов населения посещаемость торговых комплексов Челябинска сократилась на 20%. Зато люди активно делают покупки в дискаунтерах. В 2018 году, по данным Челябинскстата, в городе было открыто больше всего магазинов именно этого формата. Сейчас их более 360. Даже один из самых крупных городских ТЦ — «Фиеста» работает в формате дискаунтера. Это первый Outlet center в Челябинске.
Крупнейшим торговым центром города является ТРК «Алмаз». Его общая площадь — 222 тыс. м2 (как 31 футбольное поле), из которых 90 тыс. м2 арендопригодны. В его строительство компания «Родник», принадлежащая семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, по слухам, вложила около 10 млрд рублей.
Этой же компании в Челябинске принадлежит еще несколько крупных торговых центров. В их числе второй по размеру городской ТРК «Родник» (арендная площадь — 89 тыс. м2), ТК «Урал» и совсем новый ТРК «Космос», техническое открытие которого намечено на 29 марта.
А на днях представители компании «Родник» заявили, что в этом году начнут возводить в Челябинске еще один ТРК с рабочим названием «Аллея Молл». Этот комплекс общей площадью 171,5 тыс. м2 (арендной — 66 тыс. м2) появится на северо-западе города. Более 30% его площади займут развлекательные и социальные объекты, в частности, там будет общественное пространство площадью 5 тыс. м2 в виде сквера с вертикальными садами и фонтанами. Проект уже прошел общественные слушания. После его реализации в 2020 году под контролем семьи Михаила Юревича в Челябинске будет пять ТРК арендной площадью более 300 тыс. м2, что однозначно закрепит его позиции лидера на местном рынке торговой недвижимости.
Ближайшие конкуренты «Родника» уже сейчас сильно от него отстали: у ООО «ТК «Стрела» под управлением находится четыре торговых центра в Челябинске общей площадью 69,4 тыс. м2, а ООО «Адреналин» управляет третьим по размеру действующим ТРК «Фокус» площадью 55,7 тыс. м2.
Даже выход на рынок Челябинска группы компаний Ingka (ранее ИКЕА), которая планирует в 2023 году открыть здесь первый торговый центр «МЕГА» арендной площадью 160 тыс. м2, никак не повлияет на позиции лидера.
Зато два крупных международных саммита — ШОС и БРИКС, которые Челябинск примет в 2020 году, должны поддержать качественную торговлю в городе. Во всяком случае местные власти уже заявили, что намерены к этим событиям очистить город от незаконных киосков, которые не только портят его и без того не сильно привлекательный облик, но и оттягивают на себя большую часть потребителей.
Общая тенденция рынка — экспансия fashion- и food-брендов в регионы. Для Челябинска она тоже актуальна, но здесь мы наблюдаем активность брендов, в основном рассчитанных на покупателя с доходом средний и ниже среднего. А более дорогие бренды этот рынок покидают. Это связано с общей экономической ситуацией в регионе: исходом молодежи в другие города, отсутствием рабочих мест, низкими зарплатами.
За аудиторию торговые центры в такой ситуации конкурируют, применяя маркетинговые активности – розыгрыши авто, ценных призов, семейных путевок. На мой взгляд, им надо уделять больше внимания управлению клиентским опытом. Покупатель стал «вредный», считает деньги, его необходимо удивить некими «плюшками», которые надо придумывать. А об этом мало кто думает.
Перспективы рынка торговой недвижимости Челябинска мне пока непонятны. В городе заявлено много новых торговых объектов, в том числе больших. Их появление, несомненно, усилит конкуренцию на рынке, которая и так немаленькая. Кто из ретейлеров будет заселять новые объекты на фоне непростой экономической ситуации — большой вопрос.
Крупные торговые центры Челябинска:
Название | GLA, м2 | Собственник | Дата открытия |
«Алмаз» | 90000 | ООО «Родник» | 2015 |
«Родник» | 89000 | ООО «Родник» | 2011 |
«Фокус» | 55700 | ООО «Адреналин» | 2007 |
«Гагарин Парк» | 42000 | бизнесмен Алексей Наговицын | 2009 |
«КС» | 41000 | Mallino Development Group | 2004 |
«Горки» | 37000 | ООО «Технология-НН» | 2007 |
«Фиеста» | 32000 | группа компаний «Центр-М» | 2009 |
«Кольцо» | 30000 | ООО «Южуралмебель» | 2011 |
«Урал» | 28000 | ООО «Родник» | 2011 |
«Космос» | 23000 | «Урал Сервис» | 2019 |
ТРК «Алмаз»: редкий красный минерал
«Алмаз» – крупнейший торговый комплекс Челябинска. Его общая площадь – 222 тыс. м2, из которых 90 тыс. м2 арендопригодны. Комплекс расположен в 5 км от центра Челябинска в густонаселенном жилом районе Ленинский (где живет около 200 тыс. человек), на Копейском шоссе, которое является продолжением главной автодороги города – «Меридиан».
Открыли «Алмаз» в 2015 году. В его строительство компания «Родник», принадлежащая семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, вложила около 10 млрд рублей.
Внешне «Алмаз» представляет собой трехэтажное здание с двумя прямоугольными «крыльями», которые пересекаются под прямым углом. Центральным элементом архитектурной композиции комплекса служит стеклянное ядро-бриллиант. А внутреннее пространство ТРЦ объединено темой редкого и ценного красного алмаза.
Сегодня в «Алмазе» работают более 160 торговых операторов, самые крупные из которых гипермаркеты «М.Видео», О’КЕЙ и «Леруа Мерлен». Среди развлечений: семейный развлекательный центр, всесезонный каток и многозальный кинотеатр.
ТРЦ оснащен парковкой на 4 тыс. машин, а в непосредственной близости от него расположены остановки общественного транспорта на 20 маршрутов. Так что, добраться до «Алмаза» можно легко из любой точки Челябинска и соседнего Копейска.
ТРК «Родник»: центр для дебюта брендов
Торгово-развлекательный комплекс «Родник» также принадлежит семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Но был построен в 2011 году, на 4 года раньше ТРК «Алмаз». Находится он на важной транспортной артерии города - ул. Труда, на берегу реки Миасс. Девелопер благоустроил набережную и сделал удобный вход в соседний сосновый бор.
Общая площадь «Родника» превышает 135 тыс. м2, арендная — почти 90 тыс. м2. «Родник» стал первым ТРК в Челябинске, в котором арендаторами стали более 10 топовых европейских брендов: Zara, Pull&bear, Oysho, Stradivarius и др. Там же открылся первый в городе гипермаркет «Ашан». Сегодня на четырех этажах ТРК работают более 170 магазинов модной одежды, обуви, товаров для дома и спорта, где представлено более 100 тыс. наименований товаров. Из развлечений в «Роднике»: 8-зальный мультиплекс «Киномакс» и детский игровой комплекс «Мегалэнд». Для владельцев личного транспорта в ТРК оборудована парковка на 1900 машиномест.
ТК «КС»: торговля из рук в руки
Торговый комплекс «КС» расположен на въезде в Челябинск по основной магистрали города – Свердловскому тракту (переходящему в федеральную трассу M5). Он находится на стыке Курчатовского и Металлургического районов города, где живет 22% всего населения города. Это обеспечивает комплексу покупательский трафик в 16 тыс. человек в день. Общая площадь ТЦ составляет 54 тыс. м2, из них 42 тыс. м2 – арендопригодны.
Комплекс был построен в 2004 году компанией «Стройсвязьурал-1», принадлежащей бизнесмену Артуру Никитину. Но в 2014 году объект продали на торгах Сбербанка за 1,15 млрд рублей за долги предыдущего собственника (Артур Никитин, в частности, неудачно поучаствовал в строительстве ТРК «Питерлэнд» в Петербурге, где поссорился с партнером Александром Кожиным и не смог вернуть вложенные в стройку деньги). Новым хозяином «КС» стала компания Mallino Development Group (MDG, Екатеринбург). Собственник заявил поэтапную реконструкцию ТЦ без приостановки работы его арендаторов, и сделала продуктовым «якорем» комплекса гипермаркет «Магнит». Всего в ТРК работают более 100 магазинов. Развлечения представлены батутным центром "Гравити", кинотеатром и детским центром. У торгового центра есть парковка на 400 машин.
О развитии торговой недвижимости в других Регионах России и дальнего зарубежья читайте здесь.