Апокалипсис сегодня
За неполные 300 лет своего существования Челябинск превратился из небольшой военной крепости в один из мощных промышленных и торговых центров России. Во время последней войны в городе активно производили танки и другую тяжелую технику, за что в народе мегаполис прозвали «Танкоградом».

Тяжелая промышленность (в основном металлургия и машиностроение) до сих пор остается главным драйвером развития Челябинска — на ее долю приходится 38% от его валового регионального продукта. Промышленная активность, с одной стороны, привела к быстрому и существенному обогащению местных элит, а с другой — к разрушению экологии региона.

Сегодня в Интернете много мемов и шуток про смог Челябинска, а в «Твиттере» у города есть собственный хештег «#челябинскдыши». Водоемы в Челябинске, включая реку Миасс, на берегах которой раскинулся город, также загрязнены и опасны. А переполненная городская свалка, которая периодически горит, все равно продолжает принимать отходы, поскольку альтернативы нет. Даже местные власти признают, что экологический лимит города исчерпан.

«Челябинск — это город, где вообще нельзя жить», — так описал ситуацию в Челябинске член Совета по правам человека при президенте РФ Иван Засурский, посетивший мегаполис зимой прошлого года.

Плохая экология, разумеется, отражается на здоровье людей. Жители Челябинска на 15% чаще других россиян болеют раком (причем за 20 лет заболеваемость выросла в 2 раза) и на 20% чаще страдают от туберкулеза.

Уютом Челябинск также не блещет. Зимой он завален снегом, который очень плохо убирают. Местные жители в шутку называют огромные снежные сугробы «дубровскими холмами» — по имени губернатора Челябинской области Бориса Дубровского (он руководил областью с 2014 года, но ушел в отставку по собственному желанию буквально в минувший вторник, уступив место врио губернатора Алексею Текслеру). Весной сугробы начинают таять, и Челябинск утопает в грязи. А летом и осенью из-за проблем с ливневой канализацией в городе систематически затапливает подъезды в домах и даже целые микрорайоны. В Челябинске мало зелени, дороги разбиты, архитектура скудная...

Прибавьте к этому тревожную статистику по преступности (город входит в десятку самых криминальных мегаполисов России), и станет понятно, почему в Челябинске так высок уровень протестных настроений и почему 68% местного населения (данные опроса портала N1.ru) мечтают оттуда уехать. Причем не только мечтают, но и действуют. Бизнесмены активно переводят дела из Челябинска в другие регионы. Также город активно покидает молодежь, которая не видит карьерных перспектив на местном рынке (средняя зарплата в Челябинске по итогам 2018 года — 33 тыс. рублей, что на 9 тыс. рублей ниже общероссийского показателя). Население мегаполиса стремительно старее

Торговля и семья
Исторически Челябинск всегда развивался как торговый город. На начало этого года в городе представлено 5,3 тыс. предприятий торговли, из них 3,5 тыс. магазинов, 1,1 тыс. павильонов, более 600 киосков, пять рынков и 25 ярмарок. Их общая торговая площадь превышает 1,4 млн м2. По данным Челябинскстата, оборот розничной торговли города за 2018 год составил 155,5 млрд рублей, что на 11% выше показателя прошлого года (в сопоставимых ценах).


Обеспеченность качественными торговыми площадями регионов России



По данным JLL, Челябинск сегодня занимает 9-е место среди городов-миллионников России по насыщенности торговыми объектами: здесь на каждую 1 тыс. жителей приходится 314 м2 качественных торговых площадей, а арендная площадь местных моллов — почти 400 тыс. м2. Между тем, по данным местных экспертов, с 2015 года из-за падения доходов населения посещаемость торговых комплексов Челябинска сократилась на 20%. Зато люди активно делают покупки в дискаунтерах. В 2018 году, по данным Челябинскстата, в городе было открыто больше всего магазинов именно этого формата. Сейчас их более 360. Даже один из самых крупных городских ТЦ — «Фиеста» работает в формате дискаунтера. Это первый Outlet center в Челябинске.

Крупнейшим торговым центром города является ТРК «Алмаз». Его общая площадь — 222 тыс. м2 (как 31 футбольное поле), из которых 90 тыс. м2 арендопригодны. В его строительство компания «Родник», принадлежащая семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, по слухам, вложила около 10 млрд рублей.

Этой же компании в Челябинске принадлежит еще несколько крупных торговых центров. В их числе второй по размеру городской ТРК «Родник» (арендная площадь — 89 тыс. м2), ТК «Урал» и совсем новый ТРК «Космос», техническое открытие которого намечено на 29 марта.

 А на днях представители компании «Родник» заявили, что в этом году начнут возводить в Челябинске еще один ТРК с рабочим названием «Аллея Молл». Этот комплекс общей площадью 171,5 тыс. м2 (арендной — 66 тыс. м2) появится на северо-западе города. Более 30% его площади займут развлекательные и социальные объекты, в частности, там будет общественное пространство площадью 5 тыс. м2 в виде сквера с вертикальными садами и фонтанами. Проект уже прошел общественные слушания. После его реализации в 2020 году под контролем семьи Михаила Юревича в Челябинске будет пять ТРК арендной площадью более 300 тыс. м2, что однозначно закрепит его позиции лидера на местном рынке торговой недвижимости.

Ближайшие конкуренты «Родника» уже сейчас сильно от него отстали: у ООО «ТК «Стрела» под управлением находится четыре торговых центра в Челябинске общей площадью 69,4 тыс. м2, а ООО «Адреналин» управляет третьим по размеру действующим ТРК «Фокус» площадью 55,7 тыс. м2.

Даже выход на рынок Челябинска группы компаний Ingka (ранее ИКЕА), которая планирует в 2023 году открыть здесь первый торговый центр «МЕГА» арендной площадью 160 тыс. м2, никак не повлияет на позиции лидера.

Зато два крупных международных саммита — ШОС и БРИКС, которые Челябинск примет в 2020 году, должны поддержать качественную торговлю в городе. Во всяком случае местные власти уже заявили, что намерены к этим событиям очистить город от незаконных киосков, которые не только портят его и без того не сильно привлекательный облик, но и оттягивают на себя большую часть потребителей.

Общая тенденция рынка — экспансия fashion- и food-брендов в регионы. Для Челябинска она тоже актуальна, но здесь мы наблюдаем активность брендов, в основном рассчитанных на покупателя с доходом средний и ниже среднего. А более дорогие бренды этот рынок покидают. Это связано с общей экономической ситуацией в регионе: исходом молодежи в другие города, отсутствием рабочих мест, низкими зарплатами.

За аудиторию торговые центры в такой ситуации конкурируют, применяя маркетинговые активности – розыгрыши авто, ценных призов, семейных путевок. На мой взгляд, им надо уделять больше внимания управлению клиентским опытом. Покупатель стал «вредный», считает деньги, его необходимо удивить некими «плюшками», которые надо придумывать. А об этом мало кто думает.

Перспективы рынка торговой недвижимости Челябинска мне пока непонятны. В городе заявлено много новых торговых объектов, в том числе больших. Их появление, несомненно, усилит конкуренцию на рынке, которая и так немаленькая. Кто из ретейлеров будет заселять новые объекты на фоне непростой экономической ситуации — большой вопрос.



Крупные торговые центры Челябинска:

Название GLA, м2 Собственник Дата открытия
«Алмаз» 90000 ООО «Родник» 2015
«Родник» 89000 ООО «Родник» 2011
«Фокус» 55700 ООО «Адреналин» 2007
«Гагарин Парк» 42000 бизнесмен Алексей Наговицын 2009
 «КС» 41000 Mallino Development Group 2004
«Горки» 37000 ООО «Технология-НН» 2007
«Фиеста» 32000 группа компаний «Центр-М» 2009
 «Кольцо» 30000 ООО «Южуралмебель» 2011
 «Урал» 28000 ООО «Родник» 2011
«Космос» 23000 «Урал Сервис» 2019




   
ТРК «Алмаз»: редкий красный минерал
«Алмаз» – крупнейший торговый комплекс Челябинска. Его общая площадь – 222 тыс. м2, из которых 90 тыс. м2 арендопригодны. Комплекс расположен в 5 км от центра Челябинска в густонаселенном жилом районе Ленинский (где живет около 200 тыс. человек), на Копейском шоссе, которое является продолжением главной автодороги города – «Меридиан».

Открыли «Алмаз» в 2015 году. В его строительство компания «Родник», принадлежащая семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, вложила около 10 млрд рублей.

Внешне «Алмаз» представляет собой трехэтажное здание с двумя прямоугольными «крыльями», которые пересекаются под прямым углом. Центральным элементом архитектурной композиции комплекса служит стеклянное ядро-бриллиант. А внутреннее пространство ТРЦ объединено темой редкого и ценного красного алмаза.

Сегодня в «Алмазе» работают более 160 торговых операторов, самые крупные из которых гипермаркеты «М.Видео», О’КЕЙ и «Леруа Мерлен». Среди развлечений: семейный развлекательный центр, всесезонный каток и многозальный кинотеатр.

ТРЦ оснащен парковкой на 4 тыс. машин, а в непосредственной близости от него расположены остановки общественного транспорта на 20 маршрутов. Так что, добраться до «Алмаза» можно легко из любой точки Челябинска и соседнего Копейска.



 
ТРК «Родник»: центр для дебюта брендов
Торгово-развлекательный комплекс «Родник» также принадлежит семье бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Но был построен в 2011 году, на 4 года раньше ТРК «Алмаз». Находится он на важной транспортной артерии города - ул. Труда, на берегу реки Миасс. Девелопер благоустроил набережную и сделал удобный вход в соседний сосновый бор.  

Общая площадь «Родника» превышает 135 тыс. м2, арендная — почти 90 тыс. м2. «Родник» стал первым ТРК в Челябинске, в котором арендаторами стали более 10 топовых европейских брендов: Zara, Pull&bear, Oysho, Stradivarius и др. Там же открылся первый в городе гипермаркет «Ашан». Сегодня на четырех этажах ТРК работают более 170 магазинов модной одежды, обуви, товаров для дома и спорта, где представлено более 100 тыс. наименований товаров. Из развлечений в «Роднике»: 8-зальный мультиплекс «Киномакс» и детский игровой комплекс «Мегалэнд». Для владельцев личного транспорта в ТРК оборудована парковка на 1900 машиномест.



ТК «КС»: торговля из рук в руки
Торговый комплекс «КС» расположен на въезде в Челябинск по основной магистрали города – Свердловскому тракту (переходящему в федеральную трассу M5). Он находится на стыке Курчатовского и Металлургического районов города, где живет 22% всего населения города. Это обеспечивает комплексу покупательский трафик в 16 тыс. человек в день. Общая площадь ТЦ составляет 54 тыс. м2, из них 42 тыс. м2 – арендопригодны.

Комплекс  был построен в 2004 году компанией «Стройсвязьурал-1», принадлежащей бизнесмену Артуру Никитину. Но в 2014 году объект продали на торгах Сбербанка за 1,15 млрд рублей за долги предыдущего собственника (Артур Никитин, в частности, неудачно поучаствовал в строительстве ТРК «Питерлэнд» в Петербурге, где поссорился с партнером Александром Кожиным и не смог вернуть вложенные в стройку  деньги). Новым хозяином «КС» стала компания Mallino Development Group (MDG, Екатеринбург). Собственник заявил поэтапную реконструкцию ТЦ без приостановки работы его арендаторов, и сделала продуктовым «якорем» комплекса гипермаркет «Магнит». Всего в ТРК работают более 100 магазинов. Развлечения представлены батутным центром "Гравити", кинотеатром и детским центром. У торгового центра есть парковка на 400 машин.

О развитии торговой недвижимости в других Регионах России и дальнего зарубежья читайте здесь.