Удивительный рынок

Северо-Кавказский регион — один из наиболее молодых рынков качественной торговой недвижимости в России: он начал формироваться чуть более 10 лет назад с открытием первых профессиональных торговых объектов в Ставрополе (1-я очередь ТРЦ «Космос Мегацентр» и «Галерея») и во Владикавказе (ТРЦ «Столица»). Сейчас на Северном Кавказе уже 300 тыс. м2 качественных торговых площадей. Но крупнейшие города региона все еще отстают от других уголков России по показателю обеспеченности качественными торговыми комплексами на душу населения. В среднем он оценивается в 35 м2 на 1 тыс. человек.

«В этом регионе другие традиции торговли. Я знаю об этом, поскольку мы купили торговые центры в Пятигорске и строим там самый большой продуктовый рынок, аналог Усачевского, только в 10 раз больше и красивее. В чем сложность? Например, в том же Пятигорске более 20 тыс. торговых точек. Это не торговые комплексы — лавки. А целые торговые центры по 20-30 тыс. м2 стоят пустые, и несколько рынков тоже (на одном из них 8 тыс. торговых мест). Именно поэтому туда в свое время не стала выходить сеть товаров для дома «Уютерра» (в 2015 году она начала процедуру банкротства, а в 2018 году ушла с рынка. — Ред.). Мне коллеги из этой компании говорили, что съездили, посмотрели на эту вакханалию и поняли, что там нечего делать. Если бы зашли туда, обанкротились бы быстрее», — рассказал основатель сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов на Best Lunch в рамках выставки MAPIC-2018.

Обеспеченность торговлей городов России



По его словам, Кавказ — это вообще удивительная вещь. «Там доля теневой экономики составляет в зависимости от региона до 70-80%. Например, что показала система «Платон»? Что объем движения фур из Дагестана в сторону Москвы в 10 раз больше, чем экономика самого Дагестана», — отметил Андрей Павлов.

Пока на Северном Кавказе представлено около сотни ключевых федеральных и международных сетевых операторов сегментов fashion, а также «якорных» форматов — в их число, как правило, входят продуктовые ретейлеры, магазины бытовой техники и товаров для детей. Местные сети представляют преимущественно продуктовый сегмент. Среди самых крупных: «Зеленое яблоко», «Вершина» и «Стэйтон».

Крупные профессиональные ТРЦ Северо-Кавказского округа

Город Название GLA, м2 Год открытия
Ставрополь «Космос Мегацентр» 44 350 2006
Махачкала «Этажи» 27 000 2013
Пятигорск «Вершина Plaza» 24 000 2014
Грозный «Гранд Парк» 20 700 2013
Владикавказ «Алания Молл» 20 000 2015




Жемчужина Кавказа
Чечня в ряду других регионов Северного Кавказа долгое время стояла особняком из-за сложного прошлого и репутации «лихого места». Этот имидж, к сожалению, до сих пор дает о себе знать. Вот, например, один из ответов, который MarketMedia получил от эксперта на запрос о состоянии рынка торговой недвижимости Чечни: «Республика, хотя и фигурирует в СМИ как одна из самых комфортабельных, преуспевающих, демократических, но информации по ней крайне мало. Все, что удается найти в открытых источниках, ограничивается объявлениями о продаже или аренде отдельных торговых комплексов (в основном некрупных), с контактами в стиле «звонить на мобильный, спросить Рамзана». Может, лучше вообще не трогать этот регион. А то могут заинтересоваться, кто и зачем ими интересуется». Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

За последние 10 лет доля Чечни в розничном товарообороте Северо-Кавказского округа утроилась и достигла 10%. При этом показатель товарооборота на душу населения в республике за тот же период, по данным Росстата, вырос в 8,5 раза, до 111 тыс. рублей (для сравнения: среднее значение по России — 203 тыс. рублей).

На ситуацию с торговлей положительно влияют ежегодный прирост местного населения (за 10 лет оно увеличилось на 250 тыс. человек и достигло 1,44 млн граждан, по данным Росстата) и бурное развитие местной экономики. За 10 лет ежегодный объем инвестиций в бизнес на территории Чечни (основные отрасли — добыча и переработка нефти и газа, промышленность, энергетика, строительство) вырос в 3 раза и в 2017 году достиг 65 млрд рублей. А совокупный объем вложений в Чечню с 2006 года составил 600 млрд рублей.

Также росту торговли способствует развитие туристического бизнеса как одного из приоритетных направлений экономики республики. Еще 5-6 лет назад Чечня не входила в число туристических центров страны — там не было необходимой инфраструктуры. Но сегодня ее посещает более 25,5 тыс. туристов ежегодно. Республика активно восстанавливает города и инвестирует в проекты туристического кластера: новые курорты, спортивно-оздоровительные комплексы, гостиницы.






Торговля с особенностями
Столица Чечни, город Грозный, по мнению аналитиков, имеет наибольший потенциал для реализации новых проектов профессиональной торговой недвижимости среди всех городов Северного Кавказа. Хотя пока уровень развития сетевого ретейла в этом городе не очень высок.

«Мы открывали магазины «Твое» и Zenden в одном из торговых центров Грозного, но в итоге уехали на огромный местный рынок «Беркат», где идет реальная торговля. Там так принято», — делится наблюдениями Андрей Павлов из Zenden.

Тем не менее именно здесь в настоящее время строят «Грозный молл» — самый масштабный в регионе торгово-развлекательный центр и один из самых крупных проектов этого формата на юге России. Он будет введен в строй в следующем году.

Его общая площадь составит 132 тыс. м2 (арендная — 59 тыс. м2). Как сообщал cre.ru, в состав ТРЦ войдут: продуктовый гипермаркет площадью 7 тыс. м2, торговая галерея, насчитывающая более чем 150 магазинов, в том числе три двухуровневых универмага одежды, магазины бытовой техники и электроники, товаров для дома, универмаги детских и спортивных товаров, а также фуд-корт на девять концепций, 10 кафе и ресторанов. В развлекательной зоне комплекса будут многозальный кинотеатр, боулинг и крупный детский центр. В проекте предусмотрен подземный паркинг на 1 тыс. машин. Зона охвата ТРК составит около 5 млн человек.

«Грозный молл» будет объединен с большим парком «Каусар» (на 20 га) и с МФК «Ахмат Тауэр» (это будет первый в Европе небоскреб, построенный в зоне высокой сейсмической активности) в единый архитектурный комплекс. В результате получится уникальное место притяжения для туризма и бизнеса в самом центре чеченской столицы.



Проект «Грозного молла» разработан архитектурной студией Chapman Taylor. Директор ее российского представительства Рамчандра Хативада рассказал MarketMedia, что это особенный для него проект. «В архитектуру комплекса вписан символ ислама — восьмиугольник. Но он подан абстрактно, а не буквально. Сам ТРК имеет не четыре фасада, а пять. Пятый — это крыша. Ей уделили большое внимание, поскольку на торговый комплекс открывается вид из 435-метровой башни «Ахмат Тауэр» по соседству. Непростая была задача. Но заказчик нас четко направлял, чтобы проект получился таким, как он хочет», — говорит г-н Хативада. По его словам, очень важно, что в Чечне есть история — есть контекст, есть собственная культура и традиции. «Чтобы сделать правильный проект, необходимо изучать архитектурные образцы региона. Я сам несколько раз ездил в Грозный. Все удивлялись. Но мне понравилось. Проблем в коммуникациях не возникало — мы говорили на русском языке. И я был приятно удивлен тем, что город, недавно переживший войну, полностью залечил раны», — делится г-н Хативада.

Планы открытия магазинов в «Грозном молле» подтверждают многие ретейлеры. Один из них — Марек Пехоцки, президент LPP. В эксклюзивном интервью MarketMedia минувшим летом он сообщил, что бренды компании будут представлены в «Грозном молле».

«Рынок Чечни радикально отличается от российского из-за консервативной веры. Но он весьма перспективный. У нас в арсенале есть мусульманские коллекции одежды, которые мы продаем в Египте и Саудовской Аравии. Чадры мы, конечно, не производим. Но все остальное — да. Правда, это более закрытые одежды, более сдержанные. А коллекция женского белья вообще продается за шторами, чтобы мужчины не могли ее видеть. Но если все сделать правильно, продажи пойдут хорошо. Так что к выходу в Чечню мы готовы», — заявил Марек Пехоцки.

Самый модный мужчина Чечни  







«Город Грозный интересен для ретейла. Но скорее для продавцов обуви, ювелирных изделий, для операторов развлечений и питания. А для развития классического женского fashion (а мы как раз в этой нише работаем) этот рынок, пожалуй, не подходит. Там своя специфика покупателя. Перспективы выхода туда мы будем изучать очень внимательно», — заключил директор по развитию одежной сети Charuel Андрей Королев.