В Москве в апреле был запущен ТЦ «Саларис» (GLA — 105 тыс. м2) — крупнейшее открытие 2019 года, тем самым больше половины объема нового строительства в первом полугодии в России пришлось на Москву.

Москва до конца года сохранит свое лидерство по объему ввода новых площадей за счет открытия в столице еще двух крупных объектов — Kvartal W (проект ГК «Ташир» на Аминьевском шоссе, GLA — 40 тыс. м2) и торговой галереи в составе парка развлечений «Остров Мечты» (GLA — 70 тыс. м2). Также в Москве будет открыто еще несколько небольших объектов — вторая очередь МФК «Смоленский Пассаж», «Галеон», «Сказка» и несколько районных торговых центров группы ADG. Кроме того, планируется запуск двух аутлетов на Новорижском шоссе.

Кто владеет торговой недвижимостью в Москве можно посмотреть здесь.



«После открытия ТЦ «Саларис» доля свободных площадей в Москве увеличилась незначительно — с 7,8% в первом квартале до 8,2% во втором квартале 2019 года. До конца года мы ожидаем дальнейшего роста вакансии до уровня 9-9,5% ввиду открытия двух крупных объектов», — говорит Евгения Сафонова, аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield.



По прогнозам Cushman & Wakefield, объем нового строительства в России в 2019-2021 годах останется на уровне прошлых 2 лет, и ежегодно будет вводиться около 500-700 тыс. м2 торговой недвижимости.

В отличие от 2019-го, в следующем году ввод в основном будет обеспечен за счет строительства в регионах России. Крупные проекты откроются в Екатеринбурге, Перми, Грозном, Кирове и других городах.



В столице не запланировано к вводу ни одного крупномасштабного проекта, строиться будут небольшие торговые центры и объекты в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Увеличение объемов нового строительства в Москве можно ожидать не ранее 2022 года. 

Сколько торговой недвижимости появится в составе столичных ТПУ можно посмотреть здесь.


Статистика в исследовании Cushman & Wakefield касается, в первую очередь, качественных концептуальных объектов — торговых центров с разнообразным пулом операторов торговли и развлечений, обладающих грамотным позиционированием и плановым маркетингом и продвижением. Это далеко не исчерпывающие данные о введенной торговой инфраструктуре. За скобками остаются объекты малого формата, которые за последние годы стали более привлекательны для ретейлеров из-за их близости к  новым жилым кварталам.

Ситуацию на рынке торговой недвижимости определяют несколько причин, а именно сокращение планов развития торговых сетей, уход с рынка ряда операторов, перераспределение каналов продаж, в частности, то, что рыночный приоритет склоняется в сторону развития онлайн торговли.
 
По моим прогнозам, рынок ждет переделка устаревших ТЦ под многофункциональные комплексы. Будет нарастать тренд их реконцепции и реновации.

Рекордно низкие показатели ввода новых торговых площадей обусловлены неуверенностью девелоперов в размерах оборотов потенциальных арендаторов и сложностью привлечения финансирования под крупные проекты, а также снижением покупательской активности на фоне падения реальных доходов населения.

До конца года в России ожидается ввод 570 тыс. м2 торговых площадей, из которых 270 тыс. м2 приходится на московский рынок.