Около 14% российских продавцов, реализующих товары через маркетплейсы и другие онлайн-площадки, назвали главной проблемой расширения экспорта российских товаров за рубеж низкую конкурентоспособность российских товаров, сообщается в исследовании eBay и Data Insight. По мнению еще 12% респондентов, главный барьер — высокая стоимость доставки товаров за рубеж. Около 8% отметили, что для развития онлайн-торговли необходимо снижать налоговое бремя на экспортеров. Если удастся снять эти барьеры, в течение 25 лет оборот российского интернет-экспорта может достичь $10 млрд, уточняют эксперты Data Insight и eBay.

Об экспортных перспективах российских продавцов читайте здесь.



Напомним, что общий объем рынка российского интернет-экспорта в 2018 году составил $746 млн, что на 36% выше показателя предыдущего года. А общее число отправлений за рубеж российских товаров, купленных в интернет-магазинах и на маркетплейсах, достигло 11,2 млн единиц. Это на 31% больше, чем годом ранее, подсчитали в Data Insight и eBay.



Интересно, что за последние 2 года вклад в общий оборот средних и мелких экспортеров, которые в основном продают товары через маркетплейсы и доставляют при помощи почтовых операторов, вырос на 21% и сейчас составляет 36%. Общее число посылок на экспорт, которые генерируют такие продавцы, достигло 4 млн штук в год, говорится в исследовании.

Самый востребованный у таких продавцов канал доставки товаров покупателю — это Почта России. По статистике, на нее приходится 86% отправлений. Среди других востребованных операторов авторы исследования назвали DHL, UPS, DPD — их доли практически равны.

О том, на что готова Россия в борьбе за транзитный рынок онлайн-торговли, читайте здесь.



Изменилось и направление интернет-экспорта. Доля стран СНГ в его структуре за 2 года выросла на 8% и составляет 40%. Остальное — дальнее зарубежье. Драйвером опережающего роста онлайн-экспорта товаров в СНГ, по данным аналитиков, стали крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые вкладывают значительные средства в освоение соседних рынков.

Больше всего — на 30-35% за 2 года — выросли доли Беларуси и Украины в российском онлайн-экспорте, достигнув 19% и 8% соответственно. При этом доля США осталась неизменной на уровне 17%, а доли большинства западных стран сократились.

Лидером онлайн-экспорта являются товары категории fashion (одежда и обувь) — на их долю приходится 36% от общей долларовой выручки. На втором месте товары для дома и электроника (по 14%), далее — коллекционные вещи (10%), косметика и книги (по 6%), автозапчасти (4%), медицинские товары (3%) и продукты питания (2%).

Самая быстрорастущая категория товаров на экспорт — это электроника и бытовая техника. За 2 года сегмент вырос на 5%, и, по прогнозу, в 2019 году еще 14% экспортеров начнут продажи в этой категории. Так же быстро растет экспорт косметики (сегмент за 2 года прибавил 3%, и ожидается, что в 2019 году 3% экспортеров начнут продажи в этом сегменте) и коллекционных вещей (вырос на 4%, и, по прогнозу, в 2019 году 15% экспортеров начнут онлайн-продажи таких товаров). 

Интервью с главой eBay в России Ильей Кретовым можно прочитать здесь.