Для нашей компании 2021 год начался нормально. Провалов или неожиданностей не вижу, ситуация с точки зрения потребления стабильная. Трафик снизился, но стал более целевым. Выросли конверсия и количество единиц в чеке. Мы наблюдаем за ситуацией смиренно и работаем дальше.

Что касается планов, в этом году собираемся открыть 50-60 магазинов всех наших брендов в разных регионах страны. Особенно интересен Дальний Восток — там мало кто есть, поэтому работающие в этом регионе сети хорошо себя чувствуют. Не могу сказать, что там тяжело работать, логистика выстраивается, развитие есть. Продажи на Дальнем Востоке хорошие, мы есть в Хабаровске, Владивостоке, Уссурийске. В этих городах сейчас открываются хорошие торговые центры.

Несмотря на уроки пандемии, у нас нет плана переориентироваться на стрит-ретейл. Да, продажи в магазинах вне торговых комплексов весной были впечатляющими, магазин befree в Петербурге на Каменноостровском проспекте демонстрировал удивительные показатели. Как только ТЦ открылись, продажи в стрит-ретейле упали.

Мы не верим в стрит-ретейл, если говорить стратегически. Трафик — в торговых центрах.


Даже при одинаковой экономике магазина в торговом комплексе и в стрит-ретейле торговый центр всё равно будет выигрывать. Ситуация там более предсказуемая, нам там спокойнее как бизнесу. Если смотреть на титанов fashion-индустрии, на ZARA и H&M, для них магазины в стрит-ретейле — это единичные случаи, да и экономика этих точек не совсем однозначна. На Невском не припаркуешься, поэтому покупателю проще пойти в торговый комплекс, где есть паркинг.

Поэтому мы выбираем торговые центры с хорошим трафиком, где будем пробовать новые форматы магазинов. Например, befree увеличивает площадь до 1 тыс. м2. Сейчас они работают в помещениях 500-600 м2. Новый формат влечет за собой и расширение ассортиментного предложения. Тысячник befree станет якорем в торговых центрах, где можно купить одежду, аксессуары, обувь, косметику. У нас в принципе ассортимент становится очень широким. Сейчас в магазинах продается примерно половина товара, целиком всю линейку брендов можно найти только в онлайне. Как показывают продажи, чем больше ассортимент, тем выше конверсия, поэтому будем укомплектовывать большие магазины. Также потихоньку расширяем формат магазинов Sela, чтобы качественно разместить и детскую, и женскую одежду. Сделать это на 150 м2 невозможно, поэтому увеличиваем новые магазины до 300-400 м2.

Михаил Уржумцев: Зачем мы купили Sela



Вообще Sela, которая с нами с августа 2019 года, чувствует себя хорошо. В 2020 году мы хотели поставить новую концепцию бренда на рельсы, начать продавать новую коллекцию, созданную уже нашими дизайнерами, и посмотреть, как будет работать бренд под нашим управлением. По плану конец 2020 года был тем рубежом, чтобы понять — идем ли мы по правильному пути, что нужно корректировать и где наши точки роста и потенциал. Но этого не случилось из-за пандемии. Пришлось переносить свои грандиозные планы на 2021 год.

Несмотря на это, летом 2020-го мы представили новую концепцию магазинов Sela moms & monsters, построили несколько флагманов. Теперь предметно анализируем проведенную работу и оцениваем покупателя. Последние годы сеть работала в основном на распродажах и акциях — это были постоянные дисконты. А мы не сторонники такого подхода.

Вообще, когда покупаешь бизнес, идущий вниз, важно иметь в голове концептуальное решение, почему у тебя он должен пойти вверх.


Если такая концепция при заключении сделки есть, далее важны точки продаж и армия покупателей. С покупателями мы понимали, что часть трафика старой Sela пропадет, но мы за него и не цеплялись — это нормально. С самого начала мы работали над привлечением новой аудитории как с точки зрения маркетинга, так и с помощью открытия новых магазинов и лифтинга старых. Потому что новый потребитель в старый магазин за новой концепцией не пойдет.

Покупателю не докажешь, что стены, логотип, манекен и мерчандайзинг такие же, как были, но теперь всё по-другому: зайди и посмотри. Человек уже не ходил туда по каким-то причинам. А еще часть покупателей не приняли и не поняли новый ассортимент, но мы это ожидали. Новая аудитория только начинает вкушать, что такое новая Sela и с чем ее едят. И мы видим, что новая концепция зашла. Так что необходимо было изменить лицо бренда и улыбнуться по-новому, что мы и делаем.

Михаил Уржумцев о поиске идеального баланса онлайна и офлайна