В 2020 году рынок e-grocery вырос втрое –– до 145 млрд рублей. Игроки рынка борются за первенство в столице и регионах: расширяют ассортимент, улучшают скорость доставки, подключают новых партнеров и выходят в новые города.
Чтобы обогнать конкурентов и лидировать в сегменте доставки продуктов или товаров, необходимы большой охват аудитории и широкий выбор для пользователя. Важно следить за показателями качества и удобства сервиса. При этом и маркетплейсу, и интернет-магазину нужно постоянно работать над каталогом товаров и контентом. Правильные фотографии, полное описание товара и верное отображение стоков –– базовая «цифровая гигиена».
Важно выстроить систему, где контентное наполнение каталога товаров эффективно функционирует, а процессы протекают быстро. Как компаниям в погоне за количеством SKU не упустить из внимания качество контента?
Механизм наполнения каталога
Чем быстрее интернет-магазин добавит новые товары (подключит новые города, поставщиков) и чем шире создаст ассортимент, тем выше для него вероятность вырваться в лидеры и увеличить прибыль. Получаются сжатые сроки и огромный объем работы. В таких условиях процесс наполнения контентом должен быть системным.
В нашей компании на подключение одного нового ретейлера в среднем уходит около одной-двух недель. За этот срок отдел контента должен успеть:
- наладить систему работы с выгрузкой товаров от поставщика на сайт;
- определить категории товаров;
- подправить справочники категорий и характеристик при необходимости, а также добавить новые наименования брендов, производителей;
- создать новые позиции и актуализировать имеющиеся;
- найти похожие, но уже созданные товары, на сайте –– и выгрузить оттуда информацию;
- выгрузить цены и остатки, распределяя их в системе по магазинам и городам;
- отмодерировать качество контента;
- импортировать товары на сайт.
На процесс создания одной карточки товара в «СберМаркете» вручную может тратиться от 20 минут до 1 часа. Время зависит от сложности идентификации товара и наличия информации на сайте ретейлера. Получается, за сутки вручную один контент-менеджер заполнит от 32 до 50 карточек. Если каждый месяц новых товаров приходит около 1000, он справится. А если их десятки или сотни тысяч, нужна или огромная команда, или увеличение сроков, или автоматизация. А создание карточки –– только одна задача из нескольких.
При этом нужно показать на сайте не менее 95-99% товаров, которые предоставил ретейлер для продажи. Эта метрика называется «освоенность ассортимента».
У карточек товаров должны присутствовать все необходимые фотографии и характеристики: категория, наименование, вес, цена, фотография, остатки в магазине, кнопка «купить», кнопка «избранное», описание позиции, пищевая ценность на 100 г, бренд, производитель, страна, вид, сорт, тип, условия хранения.
Но не всегда ретейлеры предоставляют таблицу с товарами в том виде, в котором она будет выгружаться на сайт. Приходится создавать контент с нуля автоматически или ручным трудом.
Другой вариант: ретейлер дал все нужные данные, но товары нельзя разместить на сайте в таком виде. Например, не подходит информационная модель контента. У каждого ретейлера она своя. Попадая в интернет-магазин, она должна соответствовать общему шаблону площадки. Поэтому ее приходится менять, привлекая разработчиков и других специалистов. Это общая боль всех маркетплейсов и мультимагазинов.
Как строится работа контент-отдела
Предположим, производитель или поставщик подписал договор с маркетплейсом. Что дальше? Теперь дело за площадкой и ее командой разработки. У любого маркетплейса есть собственная система с функционалом, который позволяет выгружать товары от ретейлера. Контент-отдел напрямую работает с системой и данными по товарам поставщика. Параллельно он ищет позиции, которые не подходят под ассортимент по регламенту (например, онлайн-продажа алкоголя запрещена): такие товары из списка исключаются.
То, что подошло, делится на две части:
- Товары, которые необходимо смэтчить (от англ. matching – согласование). Популярные позиции уже есть на сайте, поэтому контент подгружается автоматически по штрихкоду. Его останется только проверить.
- Товары, которые нужно создать с нуля. Заполнить категории, характеристики, найти фотографии и создать карточки.
Этими задачами занимаются разные команды. Если какая-то информация по товару не была найдена (описание, фото, вес или другие важные характеристики), такие позиции отправляются в отдел по коммуникации с ретейлерами. Где недостающие данные запрашиваются напрямую у ретейлера.
Когда карточки товаров созданы, команда модерации и проверки проверяет их качество. Дальше они импортируются на сайт, к ним подгружаются цены и информация о наличии (остатках). Помимо этого, контент-отделу нужно актуализировать контент у товаров, которые уже давно продаются в интернет-магазине, и скрывать позиции, которые были сняты с продажи.
От одного подключенного ретейлера в месяц приходит 1-4 тыс. товаров. От нового — еще больше. К примеру, за месяц до Нового года каждый ретейлер добавил в свои базы товаров 2-10 тыс. новых позиций.
Сейчас ресурсы в контент-отделе делятся по командам: разработка, категоризация, производство и другие. Выбор между ручным трудом и автоматизацией осуществляется в зависимости от задачи.
Особенности ручного труда
Главный минус ручного труда — человеческий фактор, который приводит к ошибкам. Например, пропуск слов, букв или цифр из-за невнимательности, подбор неверной фотографии, путаница в похожих названиях, дублирование карточки товара.
Последствия:
- затраты на обучение контент-менеджеров;
- затраты на постоянную модерацию товаров;
- низкое качество контента — это ведет к уменьшению конверсии и потере заказов.
Предположим, клиенту важно сразу видеть калорийность продукта: если на одной площадке этого значения нет, он уйдет «гуглить» продукт в другом месте –– и купит его там, где нашел всю нужную информацию.
В конечном итоге борьба за повышение качества контента непропорционально увеличивает затраты, что вступает в противоречие с окупаемостью бизнеса. Также ручной сбор и обработка данных требует много ресурсов (расширение команды, затраты времени) и снова увеличивает расходы компании.
При работе с контентом вручную команда расширяется за счет следующих специалистов:
- Контент-менеджер (создает карточки товаров). Средняя скорость создания карточки товара — 4 карточки в час. При растущих планах на большое количество новых товаров нужно много новых контент-менеджеров. Плюс добавляются затраты на налоги, даже если специалист фрилансер.
- Тимлид (курирует контент-менеджеров). Соответственно если растет число контент-менеджеров, то растет и число тим-лидов и затрат на них. На 10-11 контент-менеджеров приходится один тимлид.
- Модератор (проверяет заполнение карточек от контент-менеджеров и исправляет ошибки). Эта позиция важна. Благодаря модераторам качество контента повышается.
- Фотографы, ретушеры и др.
Однако не все процессы работы с контентом можно автоматизировать и не всегда машинная работа — это стопроцентное качество. Здесь не обойтись без ручного труда. Например, сбой формулы или скриптов или неверно заполненная таблица от ретейлера приведут к тому, что на сайт данные попадут с ошибками. Чтобы этого не случилось, нужен человек, который сможет проверить машинный результат.
Особенности автоматизации
Чтобы автоматизировать процессы контент-отдела, требуется группа IT-специалистов, в задачи которых будут входить разработка и внедрение функционала, контроль процесса работы программы, проверка результата, принятие решения о сохранении полученных данных.
Минусы автоматизации:
- необходимость привлечения новых кадров в IT-отдел (и расходы на них –– айтишники стоят дорого);
- хранение, оптимизация больших баз данных с товарами, справочниками и прочей информацией требует больших мощностей серверов.
- постоянное создание новых функционалов (программ/систем/формул/скриптов). Базы данных очень большие: требуется постоянная оптимизация всех процессов, даже автоматических. Приходится искать новые пути решения, подключать новые программы, искать новые методы автоматизации.
Плюсы автоматизации:
- снижение издержек на ручной труд и уменьшение нагрузки на контент-менеджеров;
- сведение числа ошибок к минимуму;
- минимизация дублей товаров (автомэтчинг) и увеличение скорости работы;
- автоматическая подгрузка контента от 50% и выше;
- увеличение объема контента и данных.
Благодаря этому увеличивается скорость наполнения интернет-магазина карточками товаров и повышается качество этого процесса.
Сочетание ручного труда и автоматизации
Ручной труд контент-менеджеров перекрывает нерешенные моменты автоматизации –– и наоборот. Но чтобы верно совместить два механизма, нужно правильно поставить цели и отстроить процессы интернет-магазина.
Начинайте с выявления приоритетных задач. Исходя из этого решайте, какую часть можно отдать в IT-отдел для автоматизации, а какую — в отдел контента для ручного производства карточек товаров.
Плюсы совмещения двух механизмов контентного наполнения:
- высокая конверсия посетителей в заказы;
- отличное качество каталога;
- увеличение доли поискового трафика на сайте;
- снижение финансовых и репутационных потерь из-за дезинформирования покупателей, оформивших заказ;
- высокая окупаемость затрат, вложенных в контентные работы;
- снижение стоимости привлечения посетителя на сайт.
Как именно совмещаются эти механизмы, какого в работе интернет-магазина будет больше, зависит от конкретной компании, ее целей и задач.
Советы по наполнению каталога
- Определитесь со стратегией и целями контентного наполнения каталога. Нужно подгружать в день как можно больше товаров? Или сперва поработать над качеством тех карточек, что уже есть? Так вы предусмотрите торможение процесса и выявите приоритетные задачи.
- Рассчитайте бюджет на контент-производство. От средств, которые готов выделить интернет-магазин, зависит, удастся ли быстро наполнить каталог или потребуется больше времени. Разработка –– всегда один из самых больших костов. Но она окупится.
- Оцените трудозатраты. Самостоятельная работа по наполнению контентом собственными хорошо обученными специалистами будет самой эффективной, но и самой длительной.
- Решите, что можно автоматизировать без потерь качества. Такой шаг поможет сэкономить ресурсы и время.