Внедрение новых технологий в работу ретейлеров – это тернистый путь самурая. Особенно сейчас, в постковидный период, когда лишних денег ни у кого нет. Но поскольку борьба за клиента и маржу обострилась, а новые технологии – оружие в этой борьбе, цифровая трансформация во многих компаниях ускорилась. То, что они планировали сделать только через 3-5 лет, срочно требуется уже сегодня. Так что, приходится искать ресурсы.
Есть факторы, которые мешают развитию новаторских идей. Во-первых, это огромный объем рутины, который в кризис вырос. Рутина отнимает силы, но делегировать ее просто некому, поскольку коллективы многих компаний значительно сократились. Во-вторых, это уверенность, что «и так все работает». Особенно печально, если так думают руководители или собственника бизнеса. Их приходится каждый день подталкивать к тому, чтобы они выходили за рамки привычного алгоритма и начинали изучать чужой успешный опыт.
Возможны три варианта интеграции новых технологий в работу ретейлеров. Рассмотрим плюсы и минусы каждого их них.
Инвестиции в инновации
В этом случае ретейлер приобретает ноу-хау на стороне – у специалистов. Такие технологии могут стать точками роста бизнеса, оптимизировать процессы и сократить затраты.
Какие есть примеры в рознице:
- увеличение оборачиваемости товарных запасов (существует технология Nextail, которую применяют многие, в том числе, крупные игроки);
- оптимизация транспортных маршрутов (например, технология UPS);
- повышение конверсии покупок в офлайне (технология Mercaux);
- управление остатками (INDITEX Group в каждой стране присутствия постепенно внедряла технологию supply chain (цепочка поставок) и добилась того, что инвентаризация в компании занимает всего 15 минут).
Плюс подхода:
Быстрый результат. А вот положительный он будет или отрицательный – вопрос открытый. Прикладные инновации во многом зависят от исходных данных: чем ниже их качество, тем хуже будет результат.
Минусы подхода:
Дорого и рискованно. Стоимость масштабирования инновации растет пропорционально количеству магазинов. Также в этом случае есть риск для ретейлера оказаться на крючке подписки, поскольку в договоре о поставке технологии часто есть пункт о том, что разрыв контракта ведет к потере продукта. Вопрос о коммерческой тайне и защите информации в данном случае тоже остается открытым.
Внутренний инкубатор
В этом случае в компании создаются центры инноваций и специальные отделы, в зону ответственности которых входит изобретение собственных решений для бизнеса под его конкретные задачи. Такие инкубаторы точно есть у ювелирной компании Sokolov и одежного ретейлера 12storeez, а также у Х5 Retail Group.
В рознице это могут быть:
- виртуальные примерочные;
- мобильные технологии для автоматизации процессов;
- CRM-системы.
Плюс подхода:
Когда компания начинает подобные эксперименты, это значит, что она морально и материально готова к изменениям.
Минус подхода:
Положительный результат не гарантирован, а внедрение технологии идет по длинной дистанции. Нужна экспертиза внутри компании, нужны лидеры, которые будут двигать проекты вперед, предлагать и тестировать гипотезы.
Экспериментальные разработки
В этом случае применение временных экспериментальных разработок идет в каждом отделе компании. Эта модель очень похожа на инкубатор, но разница в том, что это не один отдел инноваций на всю компанию, а маленькие отделы в каждом департаменте. Успешный опыт отдельных подразделений масштабируется на весь бизнес.
В рознице это могут быть:
- чат-боты;
- сервисы доставки по подписке;
- системы учета рабочего времени;
- системы планирования и учета.
Плюс технологии:
Этот путь актуален для ретейлера при ограниченных ресурсах. Он позволяет автоматизировать многие рутинные процессы. Правда, каждый отдел будет создавать инновации для себя.
Минус технологии:
Результат не всегда эффективен для масштабирования. Усилия будут заметны на средней дистанции, как часть цифрового развития компании.
Добавленную стоимость от инвестиции в инновации оценить очень сложно. Например, есть технология, которая предлагает одежным брендам компоновать ассортимент и показывать его в примерочных. Ее эффект - плюс 1-3% продаж. Можно ли его считать возвратом на инвестиции?
Инновации – конкурентное преимущество любого ретейлера. Но не все компании готовы выбирать интенсивный путь развития, потому что на это нужны время и деньги, а они в дефиците. Многое зависит от того, насколько сама компания хочет меняться и готова к таким изменениям. Мой совет: ищите оптимальный вариант культуры инноваций для вашей компании и убеждайте руководство в необходимости качественных изменений. Это позволит вам быть на шаг впереди конкурентов.
Из выступления на онлайн-конференции «Retail CFO 2020»