Зачем Сбербанку сервис по продаже машин? Компания, которая имеет большие амбиции и хочет стать экосистемой, первое, на что она смотрит, это general с упором на электронику, второе – это недвижимость, а третье – это автомобильный рынок. Потому что он третий по размерам и по интересу людей. Автомобили входят в топ, в том числе и по заработку, поэтому все маркетплейсы в этом направлении смотрят и хотят что-то автомобильное делать.


Справка

Маркетплейс «Сберавто» (входит в экосистему Сбербанка), сервис для выбора и покупки автомобилей онлайн был запущен в апреле этого года. Все действия по покупке автомобиля — от выбора до доставки — можно осуществить, не выходя из дома. Доставка автомобиля «до двери» доступна для клиентов сервиса в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Начинали с продажи подержанным машин. С июня 2020 года в «СберАвто» стартовали продажи новых автомобилей напрямую от производителей, первой маркой, модели которой представлены на торговой площадке, стал Jeep. В августе начались продажи узбекских автомобилей Ravon. 

В августе Ozon и ГК «Автомир» запустили онлайн продажу автомобилей, на маркетплейсе Ozon появилась витрина автодилера, на которой представлено 14 автомобильных брендов, в том числе Hyundai, Nissan, Kia, Renault и Volkswagen. На первом этапе запуска будут продаваться только новые машины в Москве и Подмосковье, затем Ozon планирует расширить географию продаж и добавить автомобили с пробегом.


Бизнес модель «СберАвто» очень простая, она состоит из двух частей. Первая — это мобильное приложение, типичная классифайдная структура где человек может ознакомится с базой предложений. Вторая часть — это встроенный мессенджер, где потенциальный клиент, пользователь, который выбирает машину, может обсудить детали покупки и сформировать сделку вместе с помощником. В чате можно отправить независимого эксперта осмотреть машину перед покупкой, оформить кредит, страховку, сделать юридическую проверку этой машины, организовать доставку в любой город. Получается безопасная сделка end to end.

Уже год я занимаюсь «СберАвто». Начала мы делали проект в секретном режиме, несколько месяцев назад его запустили. Пока мы находимся стадии «посадили семечко», а не сбора урожая. Работаем в пилотном режиме, это новый, непривычный для российского рынка продукт. Особо не рекламируемся, живем на органическом трафике. Тем не менее, сделки идут. Большая часть наших пользователей — это лояльные клиенты Сбербанка, которые пробуют новые сервисы, которые запущены банком.


Почему провалились первые попытки онлайн продаж машин на российском рынке, читайте здесь



Формат общения в мессенджере людям достаточно удобен. Люди из разных регионов России покупают машины из Москвы с доставкой, буквально на прошлой неделе в Барнаул машина уехала, в Анапу, интерес со стороны клиентов есть. Им больше не нужно садиться на поезд и ехать с чемоданом денег, а потом ходить по автосалонам в Москве.

Сможет ли это новое направление получить значительную долю авторынка? Еще полгода назад, когда мы только планировали запуск, проводили тестирование, многие люди смеялись, и говорили: «как вы в чатике будете продавать машину, а потом эвакуатором доставлять?» Это звучало очень странно. Но когда наступила пандемия коронавируса, а мы как в это время запустились, это оказалось очень оправданно и своевременно. На фото доставки с первых продаж покупатели в масках принимали машину с эвакуатора. Сейчас это звучит не странно, а логично, зачем вообще куда-то ехать, с чем-то контактировать?


О новом сервисе подписки на машины читайте здесь



Сейчас, с развитием цифровых технологий, способы коммуникации сильно меняются. В связи с этим, меняются и способы продажи машин. У людей возникает новый запрос, почему если я могу купить цветы, переписываясь через WhatsApp, то почему я не могу машины через чатик купить? Зачем мне объезжать автосалоны и общаться с непонятными продавцами, если можно самому выбрать машину и ее привезут на дом. Мы пытаемся удовлетворить этот запрос со стороны пользователя. Я верю, что эта услуга будет развиваться.

За рубежом уже есть успешные проекты, мне нравится Carvana (в 2013 году американский стартап запустил первый автосалон без персонала, работающий в режиме 24/7, в котором можно лично забрать приобретенный онлайн автомобиль, – Ред.).

Рынок меняется, игроки пытаются найти новые модели продаж. Маркетплейс «СберАвто» — одна из них, мы не ставим себе задачу конкурировать с действующими игроки этого рынка. Просто сделать еще один классифайд, чтобы конкурировать с Avito или Авто.ру нерентабельно и нецелесообразно.


О перспективах развития авторынка на ближайшие 10 лет, читайте здесь



Мы пробуем разные форматы работы, в том числе по продаже новых автомобилей напрямую от производителя. Но задачи отнять бизнес у автодилеров у нас точно не стоит. Они делают большой объем операционный работы. Машина — это двухтонный кусок железа, который надо осматривать, чинить, заряжать аккумулятор, подкачивать колеса, доливать масло, перемещать из точки А в точку Б и обратно. У дилеров для этого отстроена огромная офлайн инфраструктура, которая стоила больших капиталовложений, у нас нет цели конкурировать с дилерами в части этого офлайн бизнеса. Идти туда – не приоритетная для нас задача.

 

На основе выступления в эфире на New Retail Live