Олимпийское спасибо
Большой Сочи, как известно, самый длинный город России (и второй после Мехико (200 км) по протяженности в мире), он растянут вдоль берега на 146 км. Но по сравнению с российскими столицами и даже просто городами-миллионниками относительно небольшой — сегодня здесь постоянно живут 507 тыс. человек. И еще около 5 млн человек каждый год в Сочи отдыхают.

Местные жители и приезжая публика активно пользуются городской инфраструктурой, которая благодаря зимней Олимпиаде-2014 значительно подтянула качество и сервис. В том числе и торговой инфраструктурой, которая за последние годы значительно расширилась.

Не удивительно, что оборот розничной торговли в Сочи год от года растет. Если в 2013 году он составлял 26,7 млрд рублей, а в 2014-м олимпийском году — 32 млрд рублей, то в 2015-м — 35,7 млрд рублей, в 2016-м — 41,7 млрд рублей, а в 2017 году — 59,5 млрд рублей.

«Но надо понимать, что это оборот всей розничной торговли, а не только торговых комплексов. Кроме того, показатели выросли не только из-за роста товарооборота, но и из-за увеличения розничных цен», — говорит эксперт «ФМНАМ» Алексей Калачев. А жизнь в Сочи за последние 5 лет официально подорожала. Жилье прибавило в цене 11%, продукты — 10%.

«Но в городе достаточно высокий уровень средней заработной платы. В 2017 году она составляла 39 тыс. рублей в месяц (в 2013 году — 30 тыс. рублей. — Ред.), что соизмеримо с показателем в городах с миллионным населением. Не удивительно, что 52% торгового оборота Сочи формирует именно местное население, и только 48% — туристы. Правда, приезжих год от года становится больше. Возможно, статистика со временем выровняется», — говорит руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate Валерий Трушин.

Слишком много комплексов

По официальным данным Краснодарстата, в 2008 году в Сочи было 60 торговых центров (причем непонятно, какие именно объекты так называли). А в 2016 году в городе уже работало шесть гипермаркетов и 139 супермаркетов (а размытый термин «торговый центр» из официальных отчетов исчез вовсе). 

Особенно бурное развитие торговли произошло в Сочи под влиянием Олимпиады. «Если в 2013 году в городе было шесть гипермаркетов и 127 супермаркетов, то уже в 2015 году — восемь и 182 соответственно. Правда, через год их число немного сократилось (данных за 2017 год еще нет). Видимо, надежды на резкий всплеск спроса оправдались не у всех», — говорит Алексей Калачев.

Соответственно увеличились и торговые площади. Если 10 лет назад площадь торговых комплексов Сочи в совокупности составляла 61 тыс. м2, а накануне Олимпиады — 166 тыс. м2, то после ее завершения в городе было 235 тыс. м2торговых площадей. А сейчас, по данным Валерия Трушина, общая площадь торговых комплексов Сочи составляет около 220 тыс. м2

По данным ColliersInternational, по обеспеченности торговыми площадями Сочи занимает седьмое место среди городов России с населением 0,5 млн человек. Его результат —377 м2торговых площадей на 1 тыс. жителей. По этому показателю Сочи уступает таким городам, как Курск, Сургут, Тверь и Белгород.




Вакансия в ТЦ Сочи на данный момент невысокая — 2-5%. «А средние арендные ставки составляют около 2 тыс. рублей за 1 м2в месяц. Они зависят от уровня туристического потока, то есть могут подниматься в сезонный период и опускаться, когда поток туристов уменьшается. Также на стоимость аренды влияет размер арендуемого помещения (чем больше — тем ниже ставка), расположение ТЦ и специфика бизнеса арендатора», — добавляет Валерий Трушин.

Новые и большие

За последние 5 лет в Сочи построили пять крупных торговых центров площадью более 20 тыс. м2каждый

 

Торговые комплексы Сочи

«Горки Молл» — море в горах

Самый новый из них — «Горки Город Молл», открытый в конце 2014 года. Он стал частью одноименного горнолыжного курорта «Горки Город» в Красной Поляне, в который инвестировало НАО «Красная поляна» (по данным СПАРК, принадлежит Внешэкономбанку через ООО «СВК холдинг»). Это 5-этажный (один этаж — подземный) многофункциональный торгово-развлекательный центр, где представлено более 35 брендов, гастрономических аутлетов и развлекательных площадок. В составе комплекса есть не только разнообразные магазины, но также семейный развлекательный центр, боулинг, кинотеатр и «море в горах» — большой аквапарк Mountain Beach с настоящим песчаным пляжем, который занимает в ТРК два этажа. Основная публика этого ТЦ — гости курорта «Горки Город».
— гости курорта «Горки Город». Для них он и создавался.

Gorky Shopping Mall
Gorky Shopping Mall


«Галактика» от «Газпрома»
Самый крупный ТЦ, появившийся в Сочи за последнюю пятилетку, — это ТЦ «Галактика» общей площадью 50 тыс. м2. Он входит в состав горно-туристического центра ПАО «Газпром» в той же Красной Поляне, в 40 км от побережья и на высоте 540 метров над уровнем моря. Но арендопригодная площадь этого комплекса невелика — всего 6 тыс. м2, так как много места в проекте отведено под культурную и досуговую функцию. В составе ТРК работают аквапарк, ледовая арена, боулинг, три кинозала, конференц-зал на 1100 мест и паркинг на 1200 машин. Комплекс может вместить 4 тыс. человек. Рассчитан он также в основном на туристов.

ТЦ Галактика
ТЦ Галактика



Городской «Олимп»
В черте самого города Сочи можно выделить ТЦ «Олимп», построенный в 2010 году. Его общая площадь — 46 тыс. м2, из которых более 41 тыс. м2 арендопригодны. Расположен ТЦ довольно далеко от побережья, но в городской черте. До него можно доехать общественным транспортом от железнодорожного вокзала или бесплатными автобусами из четырех соседних районов Сочи. Можно добраться и на личном авто (в комплексе есть парковка на 600 машин). На пяти этажах «Олимпа» расположено более 100 магазинов. Один из этажей занимает крупный мебельный центр, где представлена продукция более 30 мебельных компаний. Еще один этаж отведен под продукцию DIY. Из развлечений в комплексе в ТЦ есть боулинг, батутный центр и 5-зальный кинотеатр.

ТЦ «Олимп»
ТЦ «Олимп»


«МореМолл» — сюрприз внутри
Но самым большим ТРК Сочи по праву является «МореМолл», который в 2012 году построила компания «ТПС Недвижимость». Это единственный суперрегиональный профессиональный проект в городе, который знают 95% населения Сочи, а 93% жителей посещают его 2-3 раза в месяц. В летние месяцы около 30% аудитории комплекса составляют туристы.
Общая площадь этого ТРК — 169 тыс. м2. Расположен он на пересечении главных транспортных магистралей в центральной части города, недалеко от железнодорожного и автобусного вокзалов. Доехать туда можно как на общественном транспорте, так и на личном — в ТРК есть парковка на 2,2 тыс. машин. С виду это обычная «коробка». Но внутри покупателя ждет сюрприз — атриум со стеклянной крышей и фонтаном. Все это по-прежнему вызывает «вау-эффект». В сутки через ТРК проходит до 30 тыс. человек.

ТРЦ «МореМолл»
ТРЦ «МореМолл»