Средняя площадь сдаваемых помещений на улицах Москвы, по данным экспертов Knight Frank, за последний год сократилась с 196,6 до 194,4 м2. Ее уменьшение произошло на всех улицах города: на центральных пешеходных улицах — на 1,2% (с 224,4 до 221,6 м2), на проспектах — на 1% (с 153,4 до 151,9 м2).

Такую динамику аналитики Knight Frank связывают прежде всего с изменением спроса — операторы стремятся быть ближе к потребителю, а меньший формат помещений увеличивает количество предложений для них и позволяет войти в большее количество объектов.

Кроме того, девелоперы проектируют все больше мелких помещений для стрит-ретейла в своих новых проектах. Ставка на них гораздо выше, чем на большие площади. Что позволяет инвесторам быстрее возвращать вложения в проекты. Особенно это актуально для объектов в центре города. Там средняя ставка при каждом увеличении площади помещения на 100 м2 снижается до 50% (правда, этот тренд актуален для помещений площадью до 500 м2).



Не удивительно, что помещения малого формата (до 200 м2) занимают основную долю в предложении стрит-ретейла Москвы — в зависимости от типа улиц она колеблется от 42 до 51% от общего объема предложения.

Всего на основных магистралях Москвы, по данным Knight Frank, сейчас находится 583,6 тыс. м2 объектов стрит-ретейла, а на центральных пешеходных улицах — 110,8 тыс. м2. Еще примерно 1,5-2,5 тыс. м2 площадей стрит-ретейла расположены в зданиях, проходящих реконструкцию на Никольской ул.

«Основной запрос на стрит-ретейл на центральных улицах Москвы формируют представители общественного питания. А на магистралях такого четкого деления нет — там популярны мелкоформатные помещения под различные профили, особенно у станций метро и у транспортно-пересадочных узлов», — заключила директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк.

Сокращение площадей стрит-ретейла — тренд, который набирает обороты. Причин несколько. Первая — это оптимизация затрат. Зачем платить за лишние площади, если тот же ассортимент можно разместить более эффективно без потери качества обслуживания посетителей? Кафе трансформируются в мини-кафе, магазины избавляются от лишнего оборудования и переводят продажи в онлайн. Некоторые ретейлеры, например Hoff, даже размещают в магазине указатели, чтобы направить потребителя в интернет-магазин. Сетевые компании в крупных городах развивают доставку товаров на дом. Есть улицы с высокой арендной ставкой, на которых в течение года может поменяться до трех арендаторов, поскольку не все способны держать требуемый уровень товарооборота, который позволяет платить аренду. Предвидя возможный вопрос: а куда пойдет этот тренд? — отвечу: скорее всего, площади помещений в стрит-ретейле и дальше будут сокращаться. И дело не только в экономии, а еще и в том, что потребителю не нужен такой широкий ассортимент в отдельно взятом магазине. Ему важнее качество и скорость обслуживания, а еще важен нужный размер его любимой марки (если его нет в наличии, то покупатель, скорее всего, уйдет в онлайн, а не поедет в другой магазин сети).

Столичный стрит-ретейл не столько «мельчает» по размерам помещений, он скорее становится менее динамичным. Одной из причин снижения интереса ретейлеров к помещениям в торговых коридорах стали ограничения парковки на популярных улицах магистралях. Но если где-то убыло, то где-то и прибыло. В данном случае выросла популярность торговых точек в шаговой доступности от станций метро. Там высокий трафик и конверсия — а значит, и высокий спрос со стороны арендаторов. На «витринных» проспектах типа Кутузовского, где исторически много больших красивых помещений, присутствует высокая вакансия, потому что там дорогая аренда, а бизнеса, который может себе позволить сделать дизайнерский ремонт на такой большой площади и платить высокую ставку, к сожалению, не так много.