1.       Акционеры продают около 16% акций «Детского мира»

 

АФК «Система» и Российско-Китайский инвестиционный фонд продали 15,94% акций «Детского мира» в рамках ускоренного размещения почти за 11 млрд рублей. Сторонами было размещено 118 млн акций «Детского мира», стоимость одной акции была установлена в размере 93 рублей, что эквивалентно дисконту в 3,9%. В результате сделки доля АФК «Система» в «Детском мире» снизится с 33,38% до 20,38%, доля РКИФ (а именно его «дочках» — «Флоэтте холдингз лимитед» и «Эксарзо Холдинг Лимитед») — с 7,56% до 4,62%. Оставшиеся акции ретейлера находятся в свободном обращении.

Как заявил президент АФК «Система» Владимир Чирахов, текущий уровень дисконта — один из исторически наиболее низких, достигнутых российскими компаниями в подобных сделках за все время, в особенности для компаний малой и средней капитализации. «Спрос намного превысил предложение, он был самым высоким за время всех публичных размещений «Детского мира». Это позволило продать акции широкому кругу инвесторов. 63% сделки — иностранные инвесторы, 37% — российские», — цитирует ТАСС слова Владимира Чирахова. По словам главы Российского фонда прямых инвестиций и генерального со-директора РКИФ Кирилла Дмитриева, размещение акций «Детского мира» стало первым успешным размещением российских бумаг в этом году.

Группа компаний «Детский мир» — мультиформатный оператор розничной торговли, объединяет розничную сеть магазинов «Детский мир», сети магазинов ELC (в России) и ABC, сеть товаров для животных «Зоозавр». Общее число магазинов на 31 мая 2020 года — 851.

 

2.       Треть российских компаний отказались от господдержки

Около трети российских компаний отказались от государственной поддержки, следует из данных исследования «Актион-МЦФЭР», в рамках которого опросили представителей 3 тыс. компаний. Отказ они аргументировали неэффективностью предложенных мер. Наибольшие сомнения у опрошенных вызвали автоматическое продление лицензии на год (так считают 16,6% опрошенных предпринимателей) и отсрочка арендных платежей (13,9%). Также неэффективными мерами 17,5% назвали предложенную отсрочку по кредитам на шесть месяцев, 15,3% — беспроцентные кредиты на частичное погашение зарплат сотрудников.

Наиболее эффективными мерами поддержки 80% опрошенных назвали предложение по безвозмездным субсидиям на выплаты зарплат сотрудникам (по МРОТ). 46% положительно оценили идею снижения страховых взносов, сообщает РБК. В «Актион-МЦФЭР» отметили, что большая часть компаний (64%) так и не смогла претендовать на помощь от государства. Основная причина — компания ведет деятельность в пострадавшей отрасли, но ее код ОКВЭД отсутствует в перечне пострадавших компаний.

В начале апреля правительство утвердило список пострадавших отраслей, в который внесло туризм, авиаперевозки, общепит, гостиницы, дополнительное образование. Позже перечень дополнили до 11 пострадавших отраслей. Однако, как позже указали в Минэкономразвития, около 200 тыс. компаний не могли получить поддержку, поскольку код ОКВЭД, указанный при регистрации как основной вид деятельности, не соответствовал виду реально осуществляемой деятельности. 25 мая в ведомстве предложили дать малому и среднему бизнесу возможность до 1 июля уточнить код основного вида деятельности, чтобы компания могла претендовать на помощь со стороны государства.

 

3.       Запрет ФАС не помешал Х5 нарастить долю на рынке Петербурга

Доля рынка компании X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в Петербурге по итогам прошлого года превысила на 2,3% допустимый антимонопольным законодательством предел и составила 27,03%. Тогда же компания потеряла право покупать или арендовать новые площади для своих магазинов. За первые четыре месяца 2020 года доля X5 Retail Group по объему реализованных продовольственных товаров также продолжила расти и, по оценкам антимонопольной службы, достигла 31,75%.

Как говорится в официальном сообщении Санкт-Петербургского УФАС, ведомство направит ретейлеру запросы, из ответов на которые сделает выводы о том, за счет чего произошло расширение сети: за счет открытия новых магазинов и аренды новых площадей или за счет увеличения притока покупателей. Если первое, то Санкт-Петербургское УФАС имеет право подать в арбитражный суд требования о признании договоров по аренде или покупки площадей магазинов, за счет которых был превышен барьер, ничтожными, сообщает РБК.

В то же время, по словам руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова причиной роста доли Х5 мог стать уход с рынка ТД «Интерторг» и переток части его покупателей. «Допустим, если раньше вы ежедневно совершали покупки в «Семье», то сейчас, с ее закрытием, вы стали посещать «Пятерочку». Поэтому решение о необходимости подачи в суд требования о закрытии магазинов мы примем только после изучения полученной от ретейлера информации», – подчеркнул он.


4. Доля маркетплейса впервые превысила половину оборота от продаж Ozon

 По итогам мая 2020 доля оборота от товаров продавцов в общем обороте (GMV) компании достигла 51%. Такого результата компания смогла добиться за 14 месяцев полноценной работы маркетплейса. Ozon тестировал свою платформу маркетплейса во второй половине 2018 года, работая с ограниченным числом партнеров, а затем открыл ее для всех компаний и предпринимателей в марте 2019 года. В апреле 2020 маркетплейс сгенерировал более 6 млрд рублей с НДС — это свыше 40% GMV Ozon.ru, а по итогам мая 2020 года доля достигла уже 51%, говорится в сообщении компании.  Маркетплейс обеспечивает бурный рост ассортимента на Ozon, и 80% товарных наименований сегодня приходится на товары продавцов маркетплейса. Они встречаются в каждом втором заказе клиентов Ozon, наибольшим спросом пользуются детские товары и товары для дома, а также товары для красоты и здоровья. Также в связи с пандемией этой весной значительно выросли продажи товаров повседневного спроса — в апреле Ozon доставил 2,2 млн. заказов с таким ассортиментом — в 2,7 раз больше, чем в апреле прошлого года.

 Ozon первым в России запустил работу сразу по двум операционным моделям — со своего склада и со склада продавца, что позволяет площадке бесконечно расширять ассортимент товаров, не слишком завися от физических ограничений собственных логистических хабов. По состоянию на май 2020 года активные продажи на Ozon имеет уже более 10,5 тыс. продавцов, еще более 30 тыс. находятся в процессе регистрации, заведения и отгрузки товаров. С конца февраля к середине мая число партнеров площадки выросло минимум на треть. Наибольшую активность проявили региональные бизнесы в Свердловской области, где с февраля число местных продавцов выросло в 2 раза, в Татарстане — в 2,3 раза и Краснодарском крае — в 2,8 раз.

 

5.       Россияне стали больше тратить на продукты и фастфуд

Во время самоизоляции средний чек россиян в супермаркетах и ресторанах быстрого питания вырос примерно на 40% относительно весны прошлого года. К такому выводу пришли аналитики «Яндекс.Денег», сравнив платежи пользователей картами за март — май 2020 и 2019 годов. Основной статьей расходов стала еда. По стране средний чек пользователей Яндекс.Денег в супермаркетах вырос в апреле и мае на 46% и 39% соответственно по сравнению с такими же периодами годом раньше. Хотя в некоторых городах-миллионниках этот показатель был меньше, чем в прошлом году: например, в Ростове-на-Дону — примерно на 30%. Во время самоизоляции пользователи «Яндекс.Денег» заметно реже тратили деньги в ресторанах: число платежей в апреле и мае снизилось больше чем на 60% по сравнению с этими же месяцами 2019 года. Но многие заказывали еду в ресторанах с доставкой на дом и в среднем за раз платили за нее на 32% больше в апреле и на 11% — в мае по сравнению с такими же периодами годом раньше.

Еще сильнее увеличились средние чеки россиян за фастфуд: в апреле — на 49%, в мае — на 38% в сравнении с такими же периодами год назад. Средний же чек пользователей Яндекс.Денег за одежду менялся незначительно во время самоизоляции. В апреле он составил 1948 рублей, в мае — 1899 рублей. Годом раньше эти показатели отличались не сильно — 1935 и 1734 рубля, соответственно. А вот за товары для детей средний чек весной вырос заметнее: в апреле — на 37% (до 1411 рублей), в мае — на столько же (до 1371 рубля) относительно этих же месяцев 2019 года, сообщает Retail.ru.